Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "Служба Безопасности 3" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Городское хозяйство и благоустройство города Реутов" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Комитет по организации закупок городского округа Реутов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению в Городском парке города Реутов внутриобъектового режима (извещение N 0848300044121000173 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащего подведения итогов Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 2 700 000,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 03.08.2021.
3) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 5 заявок от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия ненадлежащим образом оформила протокол подведения итогов Конкурса.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 10.08.2021 N ППИ1 (далее - Протокол) Конкурсная комиссия оценила вторые части заявок участников Конкурса и приняла решение:
Идентификационный номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки |
Обоснование решения |
Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 4 ч. 1. ст. 32 |
110266757 |
Соответствует требованиям |
|
36,00 |
110277954 |
Соответствует требованиям |
|
22,00 |
110292799 |
Соответствует требованиям |
|
0,00 |
110292895 |
Соответствует требованиям |
|
30,00 |
110298255 |
Соответствует требованиям |
|
18,00 |
Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с частью 10 статьи 54.4 Закона о контрактной системе), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера.
Вместе с тем, из Протокола не представляется возможным установить обоснование присвоения количества баллов заявкам участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
1) Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация) по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено следующее:
"При оценке по данному показателю анализируется информация о наличии положительных отзывов, выданных заказчиками участнику открытого конкурса (в том числе грамот, благодарственных писем, благодарностей), по исполненным и по действующим контрактам (договорам) в области оказания услуг частной охранной деятельности, за три года, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе (учитывается не более одного положительного отзыва по одному и тому же контракту),
Подтверждением деловой репутации участника закупки служит представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе копий положительных отзывов (в том числе грамот, благодарственных писем, благодарностей )
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предмет оценки |
Количество баллов, присваиваемых участнику по показателю |
Наличие у участника 45 (включительно) и более положительных отзывов (в том числе грамот, благодарственных писем, благодарностей) |
100 |
Наличие у участника от 25 (включительно) до 44 (включительно) положительных отзывов (в том числе грамот, благодарственных писем, благодарностей) |
50 |
Наличие у участника от 1 (включительно) до 24 (включительно) положительных отзывов (в том числе грамот, благодарственных писем, благодарностей) |
25 |
Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Деловая репутация участника закупки", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
2) Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"При оценке по данному показателю анализируется информация участника открытого конкурса, представленная в составе заявки, об уровне квалификации специалистов (профессиональная подготовка, повышение квалификации по специальности), и количестве квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта.
Подтверждением квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг, служит представление следующих документов:
- выписки из штатного расписания;
- копий документов, подтверждающих присвоение квалификации (свидетельства о присвоении квалификации, удостоверения частного охранника);
При оценке по данному показателю информация участника конкурса о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг, засчитывается только при условии предоставления в качестве подтверждения всех вышеперечисленных документов в отношении каждого руководителя или ключевого специалиста.
В случае непредставления в отношении руководителей и ключевых специалистов хотя бы одного из вышеперечисленных документов либо представления документов, не соответствующих установленным настоящей конкурсной документацией требованиям, информация не засчитывается в отношении тех руководителей и ключевых специалистов, по которым не представлены подтверждающие документы либо представлены документы, не соответствующие установленным требованиям.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предмет оценки |
Количество баллов, присваиваемых участнику по показателю |
Наличие у участника от 90(включительно) и более работников с подтвержденной квалификацией |
100 |
Наличие у участника от 50 (включительно) до 89 (включительно) работников с подтвержденной квалификацией |
50 |
Наличие у участника от 1 (включительно) до 49 (включительно) работников с подтвержденной квалификацией |
25 |
Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о подтверждении наличия квалифицированных трудовых ресурсов выпиской из штатного расписания исключает возможность подтвердить наличие специалистов на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера, что ограничивает количество участников закупки.
3) Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"При оценке по данному показателю анализируется информация участника открытого конкурса, представленная в составе заявки, подтверждающая обеспеченность помещениями (комнатами) для хранения оружия, разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, наличие специальных (пассивных) средств, наличие автомобилей для группы быстрого реагирования с круглосуточным режимом работы.
Подтверждением обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг, служит предоставление следующих документов:
- копии правоустанавливающих и документов (в том числе копии договора аренды нежилого помещения или свидетельств о праве собственности на помещение для хранения оружия);
- копии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему;
- копии документов, подтверждающих наличие в организации пассивных средств защиты (жилеты и шлемы защитные);
- копии документов, подтверждающих наличие в организации собственных либо арендованных транспортных средств для группы быстрого реагирования).
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предмет оценки |
Количество баллов, присваиваемых участнику по показателю |
Наличие у участника помещений (комнат) для хранения оружия, разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, специальных (пассивных) средств защиты, транспортных средств для подразделения с круглосуточным режимом работы |
100 |
Наличие у участника помещений (комнат) для хранения оружия, транспортных средств для подразделения с круглосуточным режимом работы |
50 |
Наличие у участника специальных (пассивных) средств защиты, транспортных средств для подразделения с круглосуточным режимом работы |
25 |
Наличие у участника транспортных средств для подразделения с круглосуточным режимом работы |
15 |
При отсутствии у участника помещений (комнат) для хранения оружия, разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, специальных (пассивных) средств защиты, транспортных средств для подразделения с круглосуточным режимом работы |
0 |
Количество баллов, присваиваемых каждым членом конкурсной комиссии по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг", определяется как сумма баллов по указанным выше позициям (предметам оценки)".
Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки помещений (комнат) для хранения оружия и транспортных средств, предлагаемого для выполнения работ, оказания услуг, не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств в рамках контракта.
4) Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" установлено, в том числе следующее:
"При оценке по данному показателю анализируется информация участника открытого конкурса, представленная в составе заявки, об успешном выполнении контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, заключенных с 1 января 2017 г.
Оказанной услугой сопоставимого характера и объема считается услуга в области частной охранной деятельности по одному контракту (договору) с ценой контракта (договора) не менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта.
Под успешным оказанием услуг понимается исполнение исполнителем (участником закупки) контракта (договора) без применения к такому исполнителю (участнику закупки) неустоек (штрафов, пени).
Подтверждением опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема служит предоставление следующих документов:
- копий исполненных контрактов (договоров), включая все листы и приложения к ним;
- копий актов приемки оказанных услуг, и/ или иных документов, подтверждающих их исполнение.
В случае, если контракт (договор) не исполнен полностью, в составе заявки должны быть представлены:
- для контрактов (договоров), срок исполнения которых завершен, документы, подтверждающие отсутствие претензий к исполнителю (участнику конкурса) со стороны заказчика по исполнению соответствующего контракта (договора) (дополнительные соглашения об изменении объемов и (или) стоимости оказанных услуг, соглашение о расторжении контракта (договора) без предъявления претензий к исполнителю (участнику конкурса);
- для контрактов (договоров), срок исполнения которых не завершен, копии актов приемки оказанных услуг, и/ или иных документов, подтверждающих их исполнение на последнюю отчетную дату;
- для контрактов (договоров), срок исполнения которых был продлен, соглашения о пролонгации соответствующего контракта (договора).
При оценке по данному показателю информация об опыте участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, засчитывается только при условии предоставления в качестве подтверждения всех вышеперечисленных документов в отношении каждого контракта (договора).
В случае непредставления в контракта (договора) хотя бы одного из вышеперечисленных документов либо представления документов, не соответствующих установленным настоящей конкурсной документацией требованиям, информация не засчитывается в отношении тех контрактов (договоров), по которым не представлены подтверждающие документы либо представлены документы, не соответствующие установленным требованиям.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предмет оценки |
Количество баллов, присваиваемых участнику по показателю |
Наличие у участника 45 (включительно) и более контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема |
100 |
Наличие у участника от 26 (включительно) и до 44 (включительно) контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема |
50 |
Наличие у участника от 1 (включительно) и до 25(включительно) контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема |
25 |
Количество баллов, присваиваемых каждым членом конкурсной комиссии по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", определяется в соответствии с приведенной выше шкалой".
При этом, требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
Таким образом, изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части ненадлежащего установления Критериев оценки заявок участников закупки, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок участников закупки по установленным ненадлежащим образом критериям оценки в Конкурсной документации, неправомерна и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО "Служба Безопасности 3" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6, 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 23.08.2021 N 50/06/32737эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 августа 2021 г. N 50/06/32737эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021