Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Здравко" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения города Дубны Московской области "Дирекция развития наукограда Дубна" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Контрактная служба города Дубны Московской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оснащение общеобразовательных организаций, создаваемых на территории населенных пунктов, имеющих статус наукограда (Поставка учебного оборудования Лот 1) (извещение N 0848300058121000177 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 10 593 241,47 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 18.08.2021.
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от частников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
5) в период проведения Аукционе предложение о цене контракта подавал один участник закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены характеристики товаров не в соответствии с Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническим задании документации, в том числе для товаров "Цифровая лаборатория для школьников", "Компас ученический", "Коллекция минералов и горных пород, полезных ископаемых, почв", "Мольберт", "Комплект муляжей фруктов и овощей", "Комплект для лабораторного практикума по оптике", "Термометр лабораторный", "Микроскоп демонстрационный" применены неверные коды ОКПД, в связи с чем, характеристики товаров установлены не в соответствии с КТРУ.
Вместе с тем, представитель Заказчика заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обратное.
Кроме того, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе для товаров "Модель строения земных складок и эволюции рельефа 32.99.53.190 - 00000072", "Модель движения океанических плит 32.99.53.190-00000037", "Модель вулкана 32.99.53.190-00000068", "Модель внутреннего строения Земли 32.99.53.190- 00000066" установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ. При этом, Заказчиком не размещено обоснование применения дополнительных характеристик, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым отсутствие обоснования дополнительных характеристик по позициями 9,10,11,12 является технической ошибкой.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один Комплект наглядных пособий для постоянного использования товары, функционально и технологически не связанные между собой.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, в рамках исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, предусмотрена поставка, в том числе Комплекта наглядных пособий для постоянного использования, состоящий из 71 наименования товаров.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Позиция 33 "Комплект наглядных пособий для постоянного использования" представляет собой комплект учебно-наглядного оборудования оснащения кабинета физики, включает в себя оборудование для демонстрации физических законов и реализации целей и задач Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Все включенные в состав данной позиции наименования имеют общее предназначение, единую предметную область, относятся к общему коду ОКПД2 и функционально связаны между собой. Так, блок питания регулируемый, генератор звуковой, груз наборный, штатив демонстрационный физический, высоковольтный источник, комплект проводов и др. должны быть совместимы с включенными в объект закупки демонстрационными наборами для демонстрации физических процессов и явлений; поскольку все демонстрационные эксперименты выполняется только при условии совместного использования этих наименований; султан электростатический и стрелки магнитные используются обязательно в комплекте со штативами изолирующими и т.д. В связи с этим Заказчиком было принято решение о проведении закупки данных наименований единым комплектом".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат норма Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком объединены в один предмет закупки товары, включенные в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), и не включенные в него.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 617 установлен Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является "Оснащение общеобразовательных организаций, создаваемых на территории населенных пунктов, имеющих статус наукограда (Поставка учебного оборудования Лот 1)".
Пунктом 22 документации об Аукционе установлены, в том числе ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии с Постановлением N 617.
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования, в том числе к поставляемым товарам, относящимся к кодам ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", 32.99.53.190 "Модели, макеты и аналогичные изделия демонстрационные прочие", 32.99.53.110 "Оборудование для обучения трудовым процессам", включенных в Перечень, установленный Постановлением N 617.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Приложении N 1 Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования, в том числе к поставляемым товарам, относящимся к коду ОКПД2 23.19.23.110 не включенным в Перечень, установленный Постановлением N 617.
При этом, в соответствии с пунктом 5 Постановление N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Указанный в ЕИС код ОКПД2 23.19.23.110 по позиции "Комплект ершей для мытья химической посуды" является не верным и его указание связано с тем, что в ЕИС отсутствует техническая возможность введения другого кода ОКПД2 по данному типу товаров (техническая ошибка системы, поскольку ерши не являются стеклянной посудой)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части объединения в один предмет закупки товаров, включенных в Перечень, установленный Постановлением N 617, и не включенные в него, противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования для товаров "Микроскоп цифровой", "Микроскоп оптический", относящихся к коду ОКПД2 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое", включенного в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части объединения в один предмет закупки товаров, включенных в Перечень, установленный Постановлением N 878, и не включенные в него, противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что в Аукционе участвовала заявка одного участника закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Согласно довод у жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам.
В Приложении N 1 Техническому заданию документации об Аукционе для товара "Цифровая лаборатория для школьников RELAB (или эквивалент)" установлено "Тип памяти регистратора данных SIMM/DDR2".
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "SIMM и DDR2 являются типами памяти (в электронных устройствах применяются типы памяти: SIMM, DIMM, DDR, DDR2, DDR3), соответственно относятся к одному параметру,".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанная характеристика установлена в соответствии с потребностью Заказчика, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Здравко" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 23.08.2021 N 050/06/32792эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 августа 2021 г. N 050/06/32792эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021