Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Аббасова Игоря Зираддиновича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение аварийно-восстановительного ремонта помещений в филиалах ГБУЗ МО "МОКПТД" согласно заключениям экспертизы N Ц-6-2304-21, N Ц-6-2663-21, N Ц-6-2645-21, N Ц-6-2614-21 в 2021 году (извещение N 0348200053521000187 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 03.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 11 613 252,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 25.08.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия технического задания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"Аварийно-восстановительные ремонт помещений филиалов ГБУЗ МО "МОКПТД":
1. Клинский согласно заключения Мособлгосэкспертизы NЦ-6-2304-21
2. Подольский согласно заключения Мособлгосэкспертизы NЦ-6-2645-21
3. Сергиев Посадский согласно заключения Мособлгосэкспертизы NЦ-6-2663-21
4. Подольский Серпуховское отделение согласно заключения Мособлгосэкспертизы NЦ-6-2614-21
Адреса:
1. Филиал "Клинский": Московская обл., г. Клин, Ленинградское шоссе, д.2
2. Филиал "Подольский": Московская обл., г. Подольск, ул. Московская, д.5
3. Филиал "Сергиев Посадский": Московская обл., г. Сергиев-Посад, ул. Кирова, д.89
4. Филиал "Подольский" Серпуховское отделение: Московская обл., г. Серпухов, ул. 1-ая Московская, д. 18/25.
Промежуточные сроки выполнения работ: устанавливаются в соответствии с "Календарным графиком" (Приложение N 1 к Техническому заданию) (далее - Календарный график).
Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Подрядчика о продлении общих сроков выполнения работ, промежуточных сроков выполнения работ, выполнения работ как в целом, так и по отдельным видам работ.
Подрядчик в течение 1 дня с даты окончания работ, в соответствии с общими сроками, а также в соответствии с промежуточными сроками выполнения работ, указанными в "Календарном графике" письменно уведомляет Заказчика о завершении работ.
Работы выполняются с использованием товаров, материалов, оборудования, специального программного обеспечения, с применением инструментов, техники и иных средств Подрядчика.
Подрядчик несет риск случайной утраты и случайного повреждения товаров, материалов, оборудования, ответственность за охрану техники, инструмента, иного своего имущества.
Подрядчик должен обеспечить сотрудников, привлекаемых к выполнению работ необходимым оборудованием, инструментом и измерительной аппаратурой, автотранспортом (при необходимости).
При выполнении работ Подрядчик не вправе использовать: токсические вещества, вещества, обладающие сильным запахом, вызывающие аллергические реакции и наносящие вред здоровью.
В случае принятия решения о привлечении к выполнению работ иностранных граждан, Подрядчик обязуется соблюдать правила привлечения и использования иностранной рабочей силы, привлекать исключительно лиц, имеющих разрешение на работу в Российской Федерации и на территории Московской области.
Выполнение работ по инженерным системам водоснабжения, отопления, канализации должно быть поручено Подрядчиком сантехникам, теплотехникам, имеющим образование по специальности не ниже среднего, прошедшим обязательное повышение квалификации, аттестацию по правилам безопасного проведения работ и допущенным к организации и проведению соответствующих работ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подрядчик обязан предоставить Заказчику справки об отсутствии у сотрудников, представителя Подрядчика коронавирусной инфекции COVID-19 до даты входа сотрудников, представителя Подрядчика на территорию объекта. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности работников Заказчика, указанные справки Подрядчик обязан обновлять и предоставлять Заказчику каждые последующие 3 дня".
Изучив положения Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что указанные условия выполнения работ, установленные в Техническом задании документации об Аукционе не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены неправомерные требования, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"График выполнения работ должен быть предоставлен в подробном виде, с определением сроков по каждому виду (объему) работ, указанному в Сметной документации, а также конкретных сроков подготовки (оформления) необходимых разрешительных документов и сроков согласования документов, визуализаций, чертежей, образцов.
Подрядчик до начала работ обязан письменно согласовать с Заказчиком наименования, количественные и качественные характеристики товаров, материалов, оборудования используемых при выполнении работ. Подрядчик должен предоставить Заказчику информацию об изготовителях всех товаров, материалов, оборудования, используемых при выполнении работ, до начала использования соответствующего товара, материала, оборудования при выполнении работ.
Все используемые товары, материалы, оборудование (а также их отдельные части и компоненты), должны быть новыми, не должны являться бывшими в употреблении или эксплуатации, в ремонте, должны быть не восстановленными, не должны находиться в залоге, под арестом или иным обременением, должны быть произведены не ранее 2021 года.
Подрядчик обязан оформить и предоставить на согласование Заказчику проект производства работ в срок не позднее 2 дней с даты заключения Контракта. Заказчик в течение 2 дней с даты получения указанных документов согласовывает проект производства работ либо направляет Подрядчику мотивированные замечания. Подрядчик должен устранить замечания и предоставить Заказчику откорректированные документы в течение 1 дня с даты получения замечаний. В случае устранения Подрядчиком всех направленных замечаний Заказчик принимает предоставленные документы.
После завершения работ должно быть выполнено восстановление нарушенного благоустройства, в том числе восстановления дорожного покрытия, тротуаров, бортовых бордюрных камней, газонов, цветников, металлических ограждений. Работы, связанные с восстановлением благоустройства, такие как подготовка растительного слоя почвы, посев газонной травы, пересадка, посадка зеленых насаждений, обработка зеленых насаждений пестицидами (гербицидами) могут быть приняты в период с 01 Апреля по 01 Ноября.
Сотрудники при выполнении работ (в т.ч. при любых работах в колодцах, траншеях) должны находиться в защитных касках (с храповым механизмом подгонки под размер).
В случае привлечения третьих лиц (субподрядчиков, субсубподрядчиков и т.д. до конечного исполнителя работ) Подрядчик обязан обеспечить Заказчику возможность контроля за привлечением третьих лиц, в том числе:
В случае привлечения субподрядчика, Подрядчик обязан в срок не позднее чем за 3 дня до заключения договора с субподрядчиком предоставить Заказчику на согласование сведения и документы по указанному субподрядчику:
- письмо, содержащее наименование субподрядчика, ИНН, ОГРН, а также указание видов, объемов и стоимости работ, выполнение которых планируется поручить субподрядчику, подписанное Подрядчиком;
- заверенных субподрядчиком копий документов, подтверждающих наличие у третьего лица права на выполнение соответствующих видов работ (копия лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (на основании постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"));
- справку о трудовых ресурсах, привлекаемых к выполнению работ (в произвольной форме, содержащей ФИО, должности сотрудников, наименования, номера и даты выдачи документов, подтверждающих квалификацию сотрудников, номера и даты заключения трудовых договоров), подписанную субподрядчиком;
- заверенную субподрядчиком копию решения или протокола общего собрания о назначении единоличного исполнительного органа, уполномоченного подписывать документы от имени субподрядчика без доверенности (для субподрядчика - юридического лица);
- заверенную копию устава субподрядчика (для субподрядчика - юридического лица);
- по запросу Заказчика, иные документы и сведения о третьих лицах, не указанные в вышестоящем пункте.
Заказчик в течение 5 дней с даты получения в полном объеме указанных сведений документов согласовывает привлечение Подрядчиком субподрядчика или предоставляет мотивированный отказ. Подрядчик заключает договор с субподрядчиком после получения от Заказчика согласия в письменной форме. Заказчик вправе не допускать к работам субподрядчика до прохождения указанной выше процедуры согласования.
Подрядчик обязан провести проверку результатов работ с использованием собственной или привлеченной по договору электролаборатории. В случае привлечения сторонней лаборатории, Подрядчик обязан за 3 дня до начал работ электролаборатории предоставить Заказчику на согласование договор подряда (оказания услуг) с компанией, выполняющей работы (оказывающей услуги) электролаборатории. Заказчик в течение 5 дней с даты получения в полном объеме указанных сведений документов согласовывает привлечение Подрядчиком сторонней лаборатории или предоставляет мотивированный отказ. Подрядчик заключает договор со сторонней лабораторией после получения от Заказчика согласия в письменной форме. Начало проверки результатов работ сторонней лабораторией возможно только после получения согласования Заказчика.
Подрядчик обязан выполнить работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии со Сметной документацией, строительными, санитарными и пожарными нормами и правилами, требованиями технических регламентов, стандартов, строительных правил и других нормативно-технических документов на современном техническом и технологическом уровне. Результат работ должен соответствовать требованиям Контракта, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в том числе: СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки; СП 48.13330.2019 "Организация строительства СНиП 12-01-2004.
Заказчик в срок, установленный в Контракте для приемки выполненных работ (30 рабочих дней), рассматривает комплект отчетных документов, отчетной и исполнительной документации и, при отсутствии замечаний, подписывает либо направляет мотивированный отказ от приемки работ с перечнем недостатков и требованием об их устранении".
При этом, комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом вышеуказанных условий выполнения работ ограничивают количество участников закупки и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлены требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно извещению о проведении Аукциона и техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является выполнение аварийно-восстановительного ремонта помещений.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив положения Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" установлено следующее:
"К оценке принимаются сведения о контрактах (договорах) по выполнению работ по текущему ремонту, капитальному ремонту объектов капитального строительства за исключением линейных объектов, заключенных участником в соответствии c Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ.
Под линейными объектами понимаются: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ".
При этом, условие о представление в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства не соответствует предмету закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что установление порядка оценки подобным образом, вводит участников закупки в заблуждение, в ввиду того, что участникам закупки не представляется возможным однозначно установить, какие контракты будут учитываться Конкурсной комиссией при оценке заявок участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Аббасова Игоря Зираддиновича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.08.2021 N 050/06/33081эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 августа 2021 г. N 050/06/33081эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021