Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России; члены Комиссии: А.Э. Дунакаев, главный специалист - эксперт Чукотского УФАС России, И.А.Райпаун, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия, уведомлённых надлежащим образом и представивших ходатайство о рассмотрении без их участия,
в отсутствии по представителей Общества с ограниченной ответственностью "Ирбис", уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" (далее - Заявитель, ООО "Ирбис") на действия заказчика Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", извещение N 0888600000521000056 (далее - Аукцион).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 17.08.2021 года поступила жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя и Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заявитель приводит следующие доводы жалобы:
1. Заказчик аукциона нарушил нормы российского законодательства, укрупняя лоты - в аукцион включил сразу 5 участков дороги, для удорожания закупки.
2. Заявку на участие в Аукционе не сможет подать никто, техникой необходимой для осуществления такого объема работ в Чукотском районе мало кто обладает (специально завозить ее дорого, да и никто не успеет, учитывая, что начинать нужно в июне 2021).
Условие, что за последние 5 лет должен быть аналогичный исполненный контракт не менее 20% от цены контракта, однако у кого есть исполненный контракт на такую сумму, такой техникой не обладают в Чукотском районе, завезти ее дорого и проблематично. А те, кто в Чукотском районе обладает такой техникой, не обладают таким исполненным контрактом. Завозить технику специально для ремонта нескольких участков дорог - это очень дорого, это увеличит стоимость работ минимум на l5-20%. Те же самые работы местные подрядчики готовы сделать дешевле, ресурсы у всех имеются сроки так же будут соблюдены, но они не могут этого сделать в связи с введенным ограничением по опыту работ.
Разделение закупки помогло бы сэкономить Заказчику десятки миллионов.
3.Заявитель не согласен с Решениями Чукотского УФАС России по предыдущим аналогичным аукционам в части признания объекта закупки единым объектом.
По мнению Заявителя "Единые" - это то, что нельзя разделить, а участки дороги делятся, участки не связаны между собой, можно объявить закупку на ремонт одного участка, а потом - другого. Дорога - это единый объект только тогда, когда идет ремонт всей дороги, а не только отдельно взятых ее участков.
В итоге Заявитель считает, что Заказчиком в ходе проведения аукциона нарушен пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а также части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части включения в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
С заявленными доводами Заказчик не согласился ни по одному пункту, представил письменные возражения. И считает -жалобу не обоснованной.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 04.08.2021 года на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение и документация об электронном аукционе, извещение N 0888600000521000056, на выполнение "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", с начальной (максимальной) ценой контракта 328 614 810,74 рублей.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно предоставленным пояснениям по жалобе Заказчиком следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ, ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ, Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс), линейные объекты- линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом автомобильная дорога в определении действующего законодательства, а именно в определении Федерального закона N 257-ФЗ и Градостроительного кодекса, это единый объект транспортной инфраструктуры автомобильной дороги сельского поселения Лаврентия. И при проведении закупки на Выполнение работ "Ремонт внутри поселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", Заказчик не нарушил Закон о контрактной системе, также не нарушил Закон о защите конкуренции, так как объединил в один лот ремонт участков одной автомобильной дороги местного значения сельского поселения Лаврентия, представляющей собой единый объект транспортной инфраструктуры.
Таким образом, довод заявителя о неправомерности объединения в одну закупку ремонт нескольких участков одной автомобильной дороги не находит подтверждения.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 2.3. приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются:
- дополнительные требования к участникам закупки:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Установив данное требование, Заказчик исполнил требования Закона о контрактной системе.
Рассматривая вопрос укрупнения закупки, как барьера для потенциальных участников закупки на выполнение работ "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", а именно с учетом факта того, что аукцион повторно не состоялся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие в аукционе, Заказчику следует сделать вывод о поэтапном ремонте дорог в целях занижения потребных мощностей и опыта работ потенциальных участников по выполнению аналогичных контрактов.
Но вместе с тем укрупнение закупки и установление требований к опыту работ само по себе не является нарушением законодательства о закупках.
Руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ирбис" на действия заказчика Администрация муниципального образования сельское поселение Лаврентия при проведении электронного аукциона на "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", извещение N 0888600000521000056 - не обоснованной.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ А.Э. Дунакаев
_________________________ И.А. Райпаун
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 23 августа 2021 г. N 087/06/106-156/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021