Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Буревестник" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) - Нерушак А.А. (по доверенности),
- ООО "Инвестиционная торгово-строительная компания" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений лечебно-учебного корпуса Лит. В., помещений и кровли культурно-спортивного корпуса Лит. Д по адресу Республика Крым, г. Евпатория, ул. Пушкина, 49" (извещение N0875100004021000105) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям
оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с Приложением N 1 к Разделу 2. "Информационная карта конкурса в электронной форме" документации о закупке по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
"4.1. Критерий оценки: "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия оценки: 40 %. Коэффициент значимости критерия оценки - 0,4.
Лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию.
Для оценки заявок по критерию используется показатель.
Показатели Критерия |
Максимальная оценка в баллах по показателю |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости |
Максимальная оценка с учетом значимости показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Показатель N1 |
100 баллов |
100% |
1,0 |
100 баллов |
Показатель N1: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Заказчиком будет оцениваться общая стоимость исполненных контрактов (договоров), исчисляемая в рублях, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Контракты (договоры) должны содержаться в реестре контрактов (договоров) Единой информационной системы.
Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной заказчиком формой (Форма N1 "Сведения о квалификации участника конкурса") и подтверждаются представлением копий следующих документов:
- ранее исполненных контрактов (договоров);
- всех актов приемки выполненных работ по каждому исполненному контракту (договору), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров);
- разрешений на ввод объектов в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае, если сумма выполненных работ, рассчитанная по актам приемки выполненных работ, не совпадает с ценой представленного контракта (договора), и при этом отсутствует соглашение (или иной документ, например решение суда) об изменении цены контракта (договора), выполненные работы по такому контракту (договору) при расчете не учитываются.
Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки (дата, номер, наименование документа, подписи и печати (при наличии) сторон).
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является наибольшее значение показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Представленные документы должны содержать подписи, печати (при их наличии). Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается, т.е. за них присваивается 0 баллов.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника закупки, за исключением представления недостоверной информации.
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию о выполнении работ по представленным участником закупки контрактам (договорам).
Оценка заявок по указанному критерию (показателю) осуществляется в соответствии с п. 23 Правил оценки.
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее значение показателя, количество баллов, присуждаемых по показателю ""Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (НЦБi2), определяется по формуле:
НЦБi |
= |
КЗ |
х |
100 |
х |
(Кi |
/ |
Кmax) |
где:
КЗ- коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса".
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"Правила и Закон N 44-ФЗ не устанавливают обязанности принимать к оценке только те контракты (договоры) из заявки участников, которые содержатся в реестре контрактов (договоров) Единой информационной системы.
Требования конкурсной документации о рассмотрении в составе заявки только тех контрактов и договоров, которые содержатся в реестре контрактов (договоров) Единой информационной системы содержат нарушения п.8 ч.1 ст.54.3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п.27.2 Правил, что подтверждается решением Новосибирского УФАС России N N054/06/54.3-806/2021 от 21.04.2021 г., решением Якутского УФАС России N 014/06/54.1-790/2021 от 28.04.2021 г.
Из иисьма Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" следует, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. Установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам заключенным по N44-ФЗ и договорам заключенным по N223-ФЗ ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных, муниципальных нужд и по N223-ФЗ, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, но имеют опыт выполнения аналогичных работ в рамках гражданско-правовых договоров, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона N 44-ФЗ не регламентированы. Более того, требования Закона N 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Таким образом, заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности, а также договоров заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N1, поскольку в рамках Показателя N1 оценке не подлежат гражданско-правовые договоры, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников Закупки.
Как следует из возражений Заказчика:
"данный порядок оценки не нарушает положения Федерального закона N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установленный порядок оценки конкурсных заявок распространяется на всех потенциальных участников закупки в равной степени и направлен на выбор наиболее квалифицированного Подрядчика для выполнения работ на Объекте.
Отмечаем, что отсутствие опыта выполнения работ по государственным или муниципальным контрактам не является препятствием к участию в конкурсе в электронной форме, поскольку не может являться основаниям для признания заявки несоответствующей.
_по данному доводу жалобы уже сформирована практика рассмотрения дел ФАС России. Например, в Решении по делу N 21/44/105/730 от 24.05.2021 г. (номер извещения в ЕИС 0335100004721000001) (Приложение)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к порядку оценки, установленные в Конкурсной документации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам. В рамках Федеральных законов N44-ФЗ и 223-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок реализована возможность отражения Заказчиками полной информации о заключенном контракте, в том числе о его исполнении и применении к подрядчику неустоек (штрафов и пеней), что дает возможность Заказчику иметь полную информацию о заключенном контракте и наличие у него соответствующего опыта.
Таким образом, указанный выше критерий оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода Закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.
Комиссия Крымского УФАС России, изучив довод жалобы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования по подтверждению опыта только контрактами (договорами), заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы Заявителя, а также нарушение своих прав и законных интересов.
На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 августа 2021 г. N 082/06/106-1491/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021