Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО "Концерн "Созвездие" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение ОКР "Разработка судовой ПВ/КВ установки на отечественной элементной базе с получением типового одобрения РМРС", шифр "Связь-ПК" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009521000098) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по показателю "Качество работ" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" (далее - Критерий N 1);
2) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 05.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 195 000 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.08.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников Конкурса, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
5) победителем Конкурса признано АО "Центральный научно-исследовательский институт "Курс" с предложением о цене контракта в размере 195 000 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 1.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу пункта 25 Правил 25 показателем нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" является качество товаров (качество работ, качество услуг).
Согласно приложению N 1 к информационной карте Конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" оценка заявок участников закупки производится путем изучения данных, представленных в форме 4.1 в части выполнения пункта 3 Раздела 3 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации.
При этом лучшим условием исполнения контракта является наибольшее количество подпунктов пункта 3 Раздела 3 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ", в отношении которых представлена методология выполнения работ, представляющая собой описание последовательности действий, необходимых для выполнения поставленных задач в подпунктах пункта 3 Раздела 3 Конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.08.2021 N ПРОI1 Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено 22 балла.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлено 40 подпунктов выполнения работ, при этом Конкурсной комиссией принято к оценке 11 подпунктов.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что 22 подпункта не учтены Конкурсной комиссией при оценке заявки Заявителя, поскольку Заявителем не отражена методология выполнения работ и последовательность действий, необходимых для выполнения задач в соответствии с ГОСТ, предусмотренными пунктом 6 Раздела 3 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ". Кроме того, 18 подпунктов не соответствуют, пунктам установленных Конкурсной документации.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по Показателю N 2 Критерия N 2.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно приложению N 1 к информационной карте Конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" по Показателю N 2 Критерия N 2 оцениваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области гражданского судостроения и нефтегазодобывающей промышленности стоимостью (без учета привлеченных собственных средств) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта по следующим направлениям работ:
- разработка конструкторской документации и создание опытных образцов навигационного, радиосвязного и радиолокационного оборудования для морских судов;
- разработка оборудования и систем информационного обеспечения безопасности мореплавания и морской деятельности;
- разработка комплекса технических средств поиска и спасения людей;
- разработка систем внутрисудовой беспроводной связи;
- разработка информационных баз данных судового оборудования.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 18.08.2021 N ПРОII1 Заявителю по Показателю N 2 Критерия N 2 присвоено 0 баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлено 7 контрактов (договоров), при этом 2 договора не учтены Конкурсной комиссией, поскольку стоимость вышеуказанных договоров составляет менее 50 % процентов начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
Представитель Заказчика также пояснил, что 5 контрактов не учтены Конкурсной комиссий, поскольку указанные контракты не подтверждают опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема, а именно не являются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в области гражданского судостроения и нефтегазодобывающей промышленности.
Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих, что вышеуказанные контракты не являются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в области гражданского судостроения и нефтегазодобывающей промышленности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом применившей порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 2 нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Концерн "Созвездие" обоснованной в части проведения ненадлежащим образом оценки заявки Заявителя по Показателю N 2 Критерия N 2.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.08.2021 по делу N 28/06/105-516/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2021 г. N 28/06/105-516/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021