Резолютивная часть решения оглашена 30.08.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту подъездных путей и тротуаров к объектам социально - культурной сферы. Ремонт подхода к территории МБОУ СШ N 37 (ул. Привокзальная, 101), ремонт заездов и устройство тротуара в районе ДОУ N 10 (ул. Краснознаменная, 8а), ремонт подхода к территории МБОУ СШ N 68 (ул. Стаханова, 15) в районе дома N 19 по ул. Стаханова, ремонт подъездной дороги к ДОУ N 123 (ул. Звездная, 10/4), ремонт автомобильной дороги улица Ибаррури, ремонт подъездной дороги к филиалу ВЭПИ, пр-д Сержанта Кувшинова, 5б, устройство тротуара от ул. Студеновская до МБОУ СОШ N8 (ул. Елецкая, 63а). (реестровый номер 0346300040721000042) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 518 от 24.08.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 23.08.2021 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - заявитель) на положения аукционной документации заказчика - муниципального учреждения "Управление главного смотрителя г. Липецка" (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, заказчик надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направили.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- заказчиком установлены несоответствующие предмету закупки дополнительные требования к участникам закупки по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99), при этом, требования Постановления не распространяются на рассматриваемую закупку ввиду размера начальной (максимальной) цены контракта;
- заказчиком неверно указан в проекте контракта срок возврата обеспечения;
- заказчик ввел в заблуждение участников закупки, установив в одном и том же разделе проекта контракта взаимоисключающие требования.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком установлены несоответствующие предмету закупки дополнительные требования к участникам закупки по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99), при этом, требования Постановления не распространяются на рассматриваемую закупку ввиду размера начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2.3 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N 99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.
Как установлено, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации установлены дополнительные требования в соответствие с п. 2.2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99 - на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Комиссия Липецкого УФАС России, проанализировав локально сметные расчеты установила, что в соответствии с видами работ заказчиком закупаются работы по ремонту автомобильных дорог. Так, согласно локальным сметным расчетам "Ремонт автомобильной дороги улица Ибаррури в г. Липецке", "Ремонт подъездной дороги к филиалу ВЭПИ, пр-д Кувшинова, 5б", "Ремонт подхода к территории МБОУ СШ N68 (ул. Стаханова, д.15) в районе дома N19 по ул. Стаханова", "Ремонт подъездной дороги к ДОУ N123 (ул. Звездная, 10/4)" заказчиком закупаются работы по ремонту автомобильных дорог, ремонту участка автомобильной дороги на общую сумму 5 220 231, 60 руб.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 900 000,00 руб. При этом, дополнительные требования согласно Постановлению Правительства РФ N 99 применяются если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, поскольку объектом электронного аукциона является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, то заказчик, в силу приведенных положений Постановления Правительства РФ N 99, ст. 31 Закона о контрактной системе, обязан установить в документации и извещении о проведении электронного аукциона дополнительное требование к участникам электронного аукциона в соответствии с п. 2.3 приложения N 1 Постановления Правительства.
Однако установлено, что заказчиком указанное дополнительное требование не установлено, что является нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неверно указан в проекте контракта срок возврата обеспечения, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Как было установлено, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в проекте контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, Комиссией установлено, что ограничение, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, установлено заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в аукционной документации.
Так, в пункте 2.6 проекта контракта заказчиком указано следующее: "Заказчик обязан возвратить Подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. При этом срок возврата Заказчиком Подрядчику таких денежных средств не должен превышать 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением суммы (ее части), на которую было обращено взыскание Заказчиком в связи с нарушением Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
Исходя из вышеуказанного, заказчик, установив неверное исчисление срока для возврата денежных средств подрядчику в нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, нарушил ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик ввел в заблуждение участников закупки, установив в одном и том же разделе проекта контракта взаимоисключающие требования, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Статья 34 Закона о контрактной системе содержит положения подлежащие обязательному включению в контракт.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 64 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В п. 4.1 проекта контракта указано следующее: "Заказчик уменьшает сумму, подлежащую уплате юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком".
Таким образом, условие п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, изложенное заказчиком в проекте контракта, соответствует действующему законодательству, и, следовательно, заказчик и исполнитель обязаны руководствоваться именно им.
Установленные нарушение ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, установлено, что данные нарушения не повлияли на результат закупки. Рассматриваемый электронный аукцион признан не состоявшимся, поскольку на участие в закупке не поступило ни одной заявки.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту подъездных путей и тротуаров к объектам социально - культурной сферы. Ремонт подхода к территории МБОУ СШ N 37 (ул. Привокзальная, 101), ремонт заездов и устройство тротуара в районе ДОУ N 10 (ул. Краснознаменная, 8а), ремонт подхода к территории МБОУ СШ N 68 (ул. Стаханова, 15) в районе дома N 19 по ул. Стаханова, ремонт подъездной дороги к ДОУ N 123 (ул. Звездная, 10/4), ремонт автомобильной дороги улица Ибаррури, ремонт подъездной дороги к филиалу ВЭПИ, пр-д Сержанта Кувшинова, 5б, устройство тротуара от ул. Студеновская до МБОУ СОШ N8 (ул. Елецкая, 63а). (реестровый номер 0346300040721000042) обоснованной в части доводов N 1, 2.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку установленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 августа 2021 г. N 048/06/105-1167/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021