Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" (440066, Пензенская область, город Пенза, улица Мусоргского, дом 26А, офис 308, ОГРН: 1185835000108, ИНН: 5836685317, КПП: 583501001) (далее - ООО "Восточная угольная компания") от б/д, б/н (вх. от 16.08.2021 N 4224-э.), также поступившую посредством сайта solutions@fas.gov.ru (обращение N 33-218205) (вх. от 16.08.2021 N 4223-э) на действие заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Домны Каликовой, дом 19А, ОГРН: 1021100527744, ИНН: 1101465149, КПП: 110101001) (далее - УФСИН России по Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Уголь каменный марки Д", извещение N 0307100002321000020 (далее - жалоба, закупка, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступила жалоба ООО "Восточная угольная компания" от б/д, б/н (вх. от 16.08.2021 N 4224-э.), также направленная посредством сайта solutions@fas.gov.ru (обращение N 33-218205) (вх. от 16.08.2021 N 4223-э) о нарушении заказчиком - УФСИН России по Республике Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Уголь каменный марки Д".
На основании пунктов 2, 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена.
ООО "Восточная угольная компания" обжалуются положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки в части увеличения значения показателя к низшей теплоте сгорания на рабочее состояние топлива с 5200 ккал/кг (предшествующая закупка) до 5600 ккал/кг (обжалуемая закупка), что по мнению заявителя, повлекло за собой ущерб бюджету Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с наличием в жалобе информации о возможных нарушениях требований Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ООО "Восточная угольная компания", УФСИН России по Республике Коми, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
УФСИН России по Республике Коми в письме от 24.08.2021 N исх-12/ТО/21/1-19437 (вх. от 25.08.2021 N 4402-э.) представлены возражения относительно доводов заявителя.
Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы жалобы, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), пришла к следующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось УФСИН России по Республике Коми.
Объект закупки - "Уголь каменный марки Д".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 986 500,00 руб.
Источник финансирования закупки: федеральный бюджет.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 04.03.2021; изменения извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе размещены на официальном сайте 09.03.2021.
Указанная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
2.1. В разделе 1 "Объект закупки" документации об электронном аукционе (далее - аукционная документация) заказчиком определены требования к характеристикам товара:
Наименование товара - уголь каменный марки Д |
Количество - 670 тонн |
Страна происхождения товара: |
Низшая теплота сгорания рабочего топлива - не менее 5600 Ккал/кг |
Размер кусков 50-300 мм |
Влага общая на рабочее состояние топлива - не более 14 % |
Зольность на сухое состояние топлива - не более 6,5 % |
Срок хранения угля с момента поставки - 12 месяцев |
Уголь должен отвечать требованиям ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 19242-73 |
В жалобе заявитель приводит довод, что установление в аукционной документации показателя "Низшая теплота сгорания рабочего топлива - не менее 5600 Ккал/кг" повлекло за собой ущерб бюджету Российской Федерации по причине возросших требований к качеству угля.
Согласно письменным пояснениям заказчика - УФСИН России по Республике Коми, изложенным в отзыве на жалобу в письме от 24.08.2021 N исх-12/ТО/21/1-19437 (вх. от 25.08.2021 N 4402-э.), требования к показателю "Низшая теплота сгорания рабочего топлива", а именно увеличение параметра с 5200 ккал/кг до 5600 ккал/кг, сформированы с учетом возросших требований к содержанию спецконтингента в исправительных колониях УФСИН по Республике Коми. Согласно этим требованиям горячая вода должна подаваться во все точки водоразбора, где есть доступ спецконтингента и введение дополнительного дня проведения банно-прачечных мероприятий. Для выполнения введенных требований требуется нагревать большее количество теплоносителя в котельных учреждений и, как следствие, возникает необходимость увеличить количество тепла, отдаваемое за единицу.
Увеличение низшей теплоты сгорания до 5600 ккал/кг способствует меньшему количеству топлива, необходимого на отопительный сезон. Нормативное количество гигакалорий для отопления учреждения в год составляет 2 892, для выработки такого количества энергии требуется угля 5200 ккал/кг - 556,15 тонн, 5600 ккал/кг - 516,42 тонн. Следовательно, разница в 39,73 тонны облегчает содержание угольников в учреждении в более свободном состоянии, способствует экономии бюджетных денег на расходы за поднаем техники для погрузо-разгрузочных работ, буртовки.
Таким образом, полагаться лишь на результат стоимости угля неверно, так как при этом не принимается во внимание экономия бюджета Российской Федерации при уменьшении необходимого количества угля, его транспортировке с угольников в учреждении.
В рамках формирования заказа заказчик руководствуется существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением получателем - УФСИН России по Республике Коми деятельности по содержанию спецконтингента.
Соответственно, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных или муниципальных нужд.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Коми УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика - УФСИН России по Республике Коми не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика - УФСИН России по Республике Коми нарушений требований законодательства о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 августа 2021 г. N 011/06/99-623/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021