Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" (440066, Пензенская область, город Пенза, улица Мусоргского, дом 26А, офис 308, ОГРН: 1185835000108, ИНН: 5836685317, КПП: 583501001) (далее - ООО "Восточная угольная компания") от б/д, б/н (вх. от 16.08.2021 N 4224-э.), также поступившую посредством сайта solutions@fas.gov.ru (обращение N 33-218205) (вх. от 16.08.2021 N 4223-э) на действие заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Домны Каликовой, дом 19А, ОГРН: 1021100527744, ИНН: 1101465149, КПП: 110101001) (далее - УФСИН России по Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "котельно-печное топливо", извещение N 0307100002321000084 (далее - жалоба, закупка, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступила жалоба ООО "Восточная угольная компания" от б/д, б/н (вх. от 16.08.2021 N 4224-э.), также направленная посредством сайта solutions@fas.gov.ru (обращение N 33-218205) (вх. от 16.08.2021 N 4223-э) о нарушении заказчиком - УФСИН России по Республике Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "котельно-печное топливо".
На основании пунктов 2, 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена.
ООО "Восточная угольная компания" обжалуются положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки в части:
- указания требований показателей к низшей теплоте сгорания, тогда как "ГОСТ 32464-2013. Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2019-ст) (далее - ГОСТ 32464-2013) и "ГОСТ 19242-73. Государственный стандарт Союза ССР. Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1973 N 2613) (далее - ГОСТ 19242-73) такие показатели не устанавливаются;
- установление показателя к характеристике товара "зольность на сухое состояние топлива", который не соответствует ГОСТ 32464-2013.
По мнению заявителя, заказчик необъективно описал объект закупки, чем ввел в заблуждение участников закупки.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с наличием в жалобе информации о возможных нарушениях требований Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ООО "Восточная угольная компания", УФСИН России по Республике Коми, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
УФСИН России по Республике Коми в письме от 24.08.2021 N исх-12/ТО/21/1-19439 (вх. от 25.08.2021 N 4404-э.) представлены возражения относительно доводов заявителя.
Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы жалобы, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), пришла к следующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось УФСИН России по Республике Коми.
Объект закупки - "котельно-печное топливо".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 33 856 250,00 руб.
Источник финансирования закупки: федеральный бюджет.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 04.08.2021.
Указанная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
2.1. В разделе 1 "Объект закупки" документации об электронном аукционе (далее - аукционная документация) заказчиком определены требования к характеристикам товара:
Наименование товара - уголь каменный марки Д |
Количество - 5417 тонн |
Низшая теплота сгорания рабочего топлива - не менее 5600 Ккал/кг |
Размер кусков 50-300 мм |
Влага общая на рабочее состояние топлива - не более 14 % |
Зольность на сухое состояние топлива - не более 6,5 % |
Срок хранения угля с момента поставки - 12 месяцев |
Уголь должен отвечать требованиям ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 19242-73 |
В жалобе заявитель приводит довод, что установление в аукционной документации показателя "Низшая теплота сгорания рабочего топлива" неправомерно, так как ГОСТ 32464-2013 и ГОСТ 19242-73 не устанавливают такой показатель.
Согласно письменным пояснениям заказчика - УФСИН России по Республике Коми, изложенным в отзыве на жалобу в письме от 24.08.2021 N исх-12/ТО/21/1-19439 (вх. от 25.08.2021 N 4404-э.), требования к показателю "Низшая теплота сгорания рабочего топлива" сформированы с учетом возросших требований к содержанию спецконтингента в исправительных колониях УФСИН по Республике Коми. Согласно этим требованиям горячая вода должна подаваться во все точки водоразбора, где есть доступ спецконтингента и введение дополнительного дня проведения банно-прачечных мероприятий. Для выполнения введенных требований требуется нагревать большее количество теплоносителя в котельных учреждений и, как следствие, возникает необходимость увеличить количество тепла, отдаваемое за единицу.
В рамках формирования заказа заказчик руководствуется существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением получателем - УФСИН России по Республике Коми деятельности по содержанию спецконтингента.
Соответственно, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных или муниципальных нужд.
Установление показателя товара, которое не предусмотрено в ГОСТ не является нарушением требований законодательства о контрактной системе. Отсутствие спорного показателя в ГОСТ не означает невозможности его установления в аукционной документации.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
2.2. Заявителем также обжалуется характеристика товара - "Зольность на сухое состояние топлива". По мнению ООО "Восточная угольная компания" заказчиком установлено требование, которое не соответствует ГОСТ 32464-2013, в котором зольность, применяемая к необогащенному каменному углю, составляет не более 38 %, тогда как заказчиком в аукционной документации установлено требование по зольности не более 6,5 %.
Согласно письменным пояснениям заказчика - УФСИН России по Республике Коми требования к показателю "Зольность на сухое состояние топлива" сформированы с учетом того, что понижение процента зольности до 6,5 % снижает вероятность большого количества каменной породы в углях, в результате чего учреждение получает более чистое топливо, также при сжигании топлива с меньшим показателем зольности образуется меньшее количество золы и, как следствие, меньшее количество затраченных бюджетных средств для ее утилизации, вывозки с территории учреждения.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ 32464-2013 показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции, приведены в таблице 1. Нормы по указанным показателям устанавливают в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, но они не должны превышать значений, предусмотренных настоящим стандартом.
Таблица 1
Наименование показателя |
Норма для продукции |
Метод испытания |
||
Обогащенный уголь |
Необогащенный рассортированный уголь |
Рядовой уголь, промпродукт, отсев, шлам |
||
1 Зольность Ad, %, не более: |
|
|
|
ГОСТ ISO 1171 |
- каменный уголь и антрацит |
29,00 |
38,00 |
45,00 |
|
- бурый уголь |
34,00 |
38,00 |
45,00 |
|
2 Массовая доля общей серы , %, не более |
2,80 |
3,00 |
4,50 |
|
3 Массовая доля хлора Cld, %, не более |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
|
4 Массовая доля мышьяка Asd, % (ppm) <*>, не более |
0,02 (200) |
0,02 (200) |
0,02 (200) |
|
<*> 1 ppm = 1 г/т = 1·10-4% |
Комиссия Коми УФАС России рассмотрев материалы жалобы, аукционную документацию, ГОСТ 32464-2013 пришла к выводу о соответствии установленных в аукционной документации показателей товара требованиям, установленным в ГОСТ 32464-2013.
Показатель зольности на сухое состояние топлива - не более 6,5 %, установленный заказчиком в аукционной документации не превышает значение, установленное в ГОСТ 32464-2013 (не более 38 %). Наоборот, он входит в допустимый диапазон, установленный стандартом. Следовательно, заказчиком правомерно установлено требование к показателю зольности, а значит нет необходимости обоснования такого требования в аукционной документации.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2.3. Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - УФСИН России по Республике Коми в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к закупаемому товару противоречит статье 8, пункту 1 части 1, частям 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Коми УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика - УФСИН России по Республике Коми не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой проверки в обжалуемых действиях заказчика - УФСИН России по Республике Коми нарушений требований законодательства о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 августа 2021 г. N 011/06/99-624/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021