Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 5" (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей:
ООО "Тандем" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25949-ЭП/21 от 13.08.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронных аукционов на поставку предметов гардероба (извещение N 0372200159821000016) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 05.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200159821000016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 004 863,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в Приложение N 3 к техническому заданию, Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки.
В ТЗ прописано: позиция N16 Костюм спортивный для девочки Ширина пояса: 3 -<7 см. Ширина манжеты брюк: более 4-6 см
Инструкция содержит в том числе следующие положения:
"3.2. Участник должен указать диапазон конкретных значений показателя (характеристики):
3.2.1. В случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов, словосочетаний, символов из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, (также с использованием слов нужен, нужна, нужны, нужно, требуется, требуются, должен быть, должна быть, должно быть, должны быть), разделенных знаком "-" (тире/дефис), с установленной у каждого числового значения единицей измерения показателя (характеристики); диапазон значений должен быть предоставлен в соответствии с установленными Заказчиком требованиями и без использования указанных слов, словосочетаний, символов.
3.2.2. В случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1.2 и 2.1 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и"; диапазон значений должен быть предоставлен в соответствии с установленными Заказчиком требованиями и без использования указанных слов, словосочетаний, символов.
3.2.3. в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требований одновременно к минимальному и максимальному значениям показателя (характеристики) товара, в форме нижней и верхней границы двух числовых показателей разделенных символом "-" (дефис/тире), с использованием словосочетания "в диапазоне не уже". Диапазон конкретных значений показателя (характеристики) указывается через знак "-" (дефис/тире), должен содержать единицу измерения показателя, при этом минимальное значение из диапазона должно быть равно или быть меньше значения, установленного требованиями, а максимальное значение из диапазона должно быть равным или больше значения, установленного требованиями. Указанные участником минимальное и максимальное значения границ диапазона не могут быть одновременно равны значениям, установленным требованиями технического задания к числовым значениям границ диапазона. Использование словосочетаний "в диапазоне", "не уже", в данном случае в составе заявки не допускается.
3.2.4. в случае установления требований к минимальному и максимальному значениям показателя (характеристики) товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием в представленном порядке слов, символов, чисел "более х- у" (где х - минимальное значение показателя, у - максимальное значение показателя), том числе с использованием слов требуется, требуются, нужен, нужна, нужны, допускается, допускаются. Участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (характеристики) (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-" дефис/тире) без использования слова "более", нижняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть ниже или равна установленного максимального значения, при этом диапазон конкретных значений должен быть шире установленного требованиями технического задания.
3.2.5. в случае установления требований к минимальному и максимальному значениям показателя (характеристики) товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием в представленном порядке слов, чисел, символов "менее х-у" (где х - минимальное значение показателя, у - максимальное значение показателя), (также с использованием слов требуется, требуются, нужен, нужна, нужны, допускается, допускаются). Участник закупки обязан указать единицу измерения показателя (характеристики), диапазон конкретных значений показателя (характеристики) (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-" дефис/тире) без использования слова "менее", нижняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного минимального значения, а верхняя граница диапазона не должна быть выше или равна установленного максимального значения, при этом диапазон конкретных значений должен быть уже установленного требованиями Технического задания.
3.2.6. В случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требований одновременно к минимальному и максимальному значениям показателя (характеристики) товара, разделенным знаком "-" (дефис/тире) без использования слов, символов, словосочетаний из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, (также с использованием слов нужен, нужна, нужны, нужно, требуется, требуются, должен быть, должна быть, должно быть, должны быть), при отсутствии в наименовании показателя (характеристики) знака ":"; участник закупки должен указать нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-" дефис/тире, при этом крайние значения границ диапазона не могут являться значениями показателя.
1.1. Участник должен указать одно конкретное значение показателя (характеристики):
3.1.2. В случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов, словосочетаний, символов из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, (также с использованием слов нужен, нужна, нужны, нужно, требуется, требуются, должен быть, должна быть, должно быть, должны быть), разделенных знаком "-" (тире/дефис), с установленной только у последнего числового значения единицей измерения показателя (характеристики); значение должно быть предоставлено в соответствии с установленными Заказчиком требованиями и без использования указанных слов, словосочетаний, символов.
3.1.3. В случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требований одновременно к минимальному и максимальному значениям показателя (характеристики) товара в виде двух числовых значений, разделенных знаком "-" (дефис/тире) без использования слов, символов, словосочетаний из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, (также с использованием слов нужен, нужна, нужны, нужно, требуется, требуются, должен быть, должна быть, должно быть, должны быть), и при наличии в наименовании показателя (характеристики) знака ":"; значение должно быть предоставлено из установленного диапазона значений, при этом границы диапазона не могут являться значениями показателя."
Для одного знака (-) в Инструкции прописано несколько пунктов с различными вариантами, совокупность инструкции по заполнению первой части заявки и описания требований к товарам не позволяет однозначным образом определить порядок предоставления сведений о спорном показателе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе..
2. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Заявитель явку представителей не обеспечил, доказательств обратного не представил.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 августа 2021 г. N 44-3954/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021