В связи с поступившей от гр. Гусева В.В., перенаправленное ФАС России (вх. N 19133-ЭП/21 от 08.06.2021) информацией в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ школа N 7 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителя:
гр. Гусева В.В. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования и средств обучения для оснащения ГБОУ школы N7 Красносельского района Санкт-Петербурга - участника реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 г (616) (извещение N 0372200001521000003).
Адрес проверяемой организации: 198259, Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 29, корп. 1, стр. А
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещена закупка с номером извещения N 0372200001521000003 от 11.05.2021.
Цена государственной закупки - 2 066 041,00 рублей.
В обращении Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неприменении Заказчиком Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 59 под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Поставка оборудования и средств обучения для оснащения ГБОУ школы N7 Красносельского района Санкт-Петербурга - участника реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 г (616)" (N извещения 0372200001521000003) от 20.05.2021 на участие в аукционе было подано 2 заявки, которым были присвоены идентификационные номера 70 и 78. Заявке с идентификационным номером 78 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (В п. 7 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе по позиции "Верстак" Заказчик указывает: "Вес, кг%26gt;79." В заявке участника: "Вес, кг - 79." - не соответствует Инструкции в разделе 19 документации об электронном аукционе: В соответствии с п. 7 Инструкции: По первому виду показателей, для которых установлены минимальные и/или максимальные значения: в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, сопровождаемое словами (в том числе с частицей "не") "менее", "более", "свыше", "ниже", "выше", "%26lt;", "%26gt;", "", "", "(не) равно", "превышает", "до", "от", участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией. В соответствии с п. 10 Инструкции: "_при установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ_" Таким образом, участник предложил в заявке значение показателя, не соответствующее требованиям Заказчика. В п. 10 Приложения N 2 к документации об электронном аукционе по позиции "Верстак (сварочная тумба)" Заказчик указывает: "Вес, кг%26gt;79." В заявке участника: "Вес, кг - 79." - не соответствует Инструкции в разделе 19 документации об электронном аукционе: В соответствии с п. 7 Инструкции: По первому виду показателей, для которых установлены минимальные и/или максимальные значения: в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, сопровождаемое словами (в том числе с частицей "не") "менее", "более", "свыше", "ниже", "выше", "%26lt;", "%26gt;", "", "", "(не) равно", "превышает", "до", "от", участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией. В соответствии с п. 10 Инструкции: "_при установленных требованиях "от", "более", "шире", "выше" и аналогичных (в т. ч. производных) требованиях необходимо указать значение показателя, превышающее значение показателя, установленное в ТЗ_" Таким образом, участник предложил в заявке значение показателя, не соответствующее требованиям Заказчика.)".
Заявка с идентификационным номером 70 была допущена и признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона.
В соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Из Протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона "Поставка оборудования и средств обучения для оснащения ГБОУ школы N7 Красносельского района Санкт-Петербурга - участника реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 г (616)" (N извещения 0372200001521000003) от 21.05.2021 следует, что на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, заявка ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕНИКСОН" (Идентификационный номер заявки - 70) признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и (или) документации об аукционе.
Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 10 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекция УФАС установила, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации установлен запрет на допуск отдельных товаров для целей осуществления закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616).
Пунктом 1. Постановления Правительства N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Из сведений ЕИС следует, что объектом закупки является поставка оборудования и средств обучения для оснащения ГБОУ школы N7 Красносельского района Санкт-Петербурга - участника реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2021 г (616).
Определенный Заказчиком в извещении о проведении аукциона код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 с указанием вида продукции, соответствующий объекту закупки: 25.73.30.181; 25.73.30.210; 25.73.30.221; 25.73.30.223; 25.73.30.234; 25.73.30.299; 25.73.40.272; 25.73.60.190; 28.24.11.000; 28.41.21.110; 28.41.22.110; 28.41.22.130; 28.41.23.120; 28.49.12.111; 28.49.12.114; 28.49.12.119; 28.93.15.128; 31.09.11.190; 31.09.13.149; 32.99.11.160. входит в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 616.
В ходе заседания Инспекции УФАС, Заказчиком были даны следующие пояснения:
"В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 616 запреты, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления, не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1-7, 124 и 125 перечня).
Согласно обоснованию НМЦК закупки N 0372200001521000003 (п. 14 информационной карты аукциона), средняя цена за единицу товара 43 позиций из 46 позиций не превышает 100 тыс. рублей. Таким образом по 43 позициям применяется подпункт "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 616, освобождающий от применения запретов, предусмотренных настоящим Постановлением.
Относительно позиций товаров "Станки токарные металлорежущие без числового программного управления", "Станки деревообрабатывающие сверлильные, пазовальные и долбежные" и "Станки фрезерные металлорежущие" стоит отметить, что на территории Российской Федерации, а также государствах Евразийского экономического союза, не производится указанный товар с теми характеристиками, которые требуются Заказчику. Отсутствие необходимым к закупке товаров отечественного производства также подтверждается Реестром промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Стоимость совокупности указанных позиций товаров составляет менее 1 млн. рублей.".
Однако в соответствии с Приложением N 1 к документации об электронном аукционе "Расчет начальной (максимальной) цены контракта. Определение и обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с осуществлением сбора и анализа общедоступной ценовой информации. Полученная ценовая информация использована для определения и обоснования НМЦК для проведения аукциона в электронной форме" следует, что товары:
1) Цена единицы товара "Токарный станок" составляет 247 725,00 руб.;
2) Цена единицы товара "Универсальный фрезерный станок" составляет 241 750,00 руб.;
3) Цена единицы товара "Фуговально-рейсмусовый станок" составляет 229 500,00 руб.
Так же Инспекция УФАС отмечает, что Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 066 041,00 руб.
Учитывая изложенное, Заказчиком неправомерно примененен п. 3 Постановления Правительства РФ N616.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2021 г. N 11-88/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021