Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО ОО "ЦОБ "ЭКИПАЖ С-З" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26797/21 от 20.08.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране помещений Государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году (извещение N 0372200021021000022) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 07.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200021021000022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 967 616,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на действия Заказчика, выраженные в установлении, по мнению Заявителя, ненадлежащей НМЦК, ненадлежащего порядка оценок заявок и ненадлежащего описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В силу ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Комиссией УФАС не рассматривается.
Конкурсная документация согласно ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием установлено, в том числе, следующее:
3.6.4. На посту охраны должен быть ручной металлодетектор МЕГЕОН 45003.(или эквивалент) (за счет Исполнителя) в количестве 1 шт. на 1 пост охраны.
Ручной досмотровый металлодетектор предназначен для обеспечения безопасности различных объектов и мероприятий. Прибор сочетает в себе эргономичную форму, небольшие размеры и вес, высокую чувствительность. Возможна работа от батарейки, аккумулятора или внешнего сетевого адаптера, который одновременно является зарядным устройством.
3.6.5. На время исполнения контракта объект Заказчика должен быть оборудован видеокамерой в количестве 1 шт. на 1 пост охраны, размещенной на посту охраны (2Мп IP-камера с EXIR-подсветкой до 30-м), оборудованием передачи данных. Силами Исполнителя должен быть организован вывод видеосигнала на мониторинговый центр Исполнителя с круглосуточным наблюдением за сигналом, поступающим с камеры видеонаблюдения. Монтажные работы, по установке и пуско-наладке оборудования должны быть проведены не менее чем за 1 сутки до начала оказания услуг по контракту.
3.6.6.На время выполнения контракта Исполнитель устанавливает за свой счет систему контроля охраны "Zorio" (или эквивалент). Количество комплектов-1 шт. на 1 пост охраны, количество брелоков не менее 2-х на комплект, количество меток не менее 15-ти на комплект. Указанная система устанавливается на перечисленном выше объекте не менее чем за 1 сутки до начала оказания услуг.
Система контроля обходов позволяет запоминать события автономным коммуникатором.
Заявитель в жалобе указывает на невозможность определения эквивалентности необходимых Заказчику технических средств охраны. В рассматриваемом случае Комиссия УФАС имеет основания для нахождения признаков нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с конкурсной документацией для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке установил, в том числе, следующие критерии и показатели:
В заявке должна содержаться следующая информация: ФИО специалиста; Номер и дата выдачи документа о прохождении специального обучения; Наименование специальности; Стаж работы по специальности; Должность в организации участника; Квалификационный разряд сотрудника; Номер и дата выдачи документа о прохождении обучения по профстандарту 12.003 "работник по обеспечению охраны образовательных учреждений"; Серия, номер и дата выдачи трудовой книжки ; Номер и дата приказа о приеме на работу (при наличии); Номер и дата подписания трудового договора со специалистом; Номер и дата подписания гражданско-правового договора со специалистом (при наличии); Дата выдачи медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника; Серия и номер медицинской (санитарной) книжки, её дата выдачи и кем она выдана; Серия, номер и дата выдачи личной карточки охранника; Серия, номер, срок действия и наименование территориального органа выдавшего удостоверение частного охранника; номер удостоверения о прохождении обучения по программе "Пожарно-технический минимум для сотрудников, осуществляющих охрану организаций и руководителей подразделений организаций"; справки об отсутствии у специалиста судимостей , полученной не позднее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в конкурсе или предусмотренного ст. 351.1. ТК РФ решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске данного сотрудника к соответствующему виду деятельности; справки об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача для каждого сотрудника (справка должна быть выдана не ранее 2020 года);согласие сотрудников дающее право Заказчику на обработку их персональных данных;
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копии штатного расписания участника; копии личной карточки охранника; копии удостоверений частного охранника; копии медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника; копии трудовой книжки и трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участников закупки и сотрудником; копии приказа о приеме на работу или гражданско-правового договора; копии действующей на дату рассмотрения и оценки конкурсных заявок медицинской (санитарной) книжки; документов, подтверждающих обучение по программе подготовки охранников не ниже 4-го разряда; копии документа о прохождении обучения по профстандарту 12.003 "работник по обеспечению охраны образовательных учреждений", копии удостоверений установленного образца о прохождении обучения по программе "Пожарно-технический минимум для сотрудников, осуществляющих охрану организаций и руководителей подразделений организаций"; копии справки об отсутствии у специалиста судимостей , полученной не позднее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в конкурсе или предусмотренного ст. 351.1. ТК РФ решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске данного сотрудника к соответствующему виду деятельности; справки об отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача для каждого сотрудника (справка должна быть выдана не ранее 2020 года); копия согласие сотрудников дающее право Заказчику на обработку их персональных данных.
Участнику следует в составе своей заявки приложить копии указанных документов. При этом представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа, представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае, если установлено требование о предоставлении копий трудовых договоров, то такие договора должны быть приложены в состав заявки со всеми приложениями, изменениями и дополнительными соглашениями. При предоставлении копий медицинской (санитарной) книжки, удостоверений частного охранника, трудовой книжки должны быть приложены в состав заявки все заполненные страницы.
Положительный отзыв должен содержать следующую информацию: наименование организации, предоставившей положительный отзыв, реестровый номер закупки в ЕИС, по которому выдан соответствующий отзыв, подпись уполномоченного лица. Информация, содержащаяся в положительном отзыве должна содержать положительное мнение заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему контракту (договору), позволять идентифицировать контракт (договор), по результатам которого выдан отзыв, организацию, выдавшую отзыв и руководителя организации (уполномоченного лица), подписавшего отзыв. В противном случае такой положительный отзыв не будет учтен при начислении баллов.
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В жалобе Заявитель отмечает, что ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1 предусматривает меры аннулирования удостоверения частного охранника в случае несоответствия охранника положениям закона. Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" подразумевает, что медицинская книжка не требуется для охранной деятельности. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливает, что у участника нет возможности получить на необходимых (для получения баллов) удостоверений. Кроме того, реестровый номер закупки в ЕИС может отсутствовать в положительном отзыве и может быть формально отклонен конкурсной комиссией.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части и не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. Следовательно, доводы жалобы находят свое подтверждение. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих все доводы Заявителя.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 6, 8, 32, 33, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ОО "ЦОБ "ЭКИПАЖ С-З" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 августа 2021 г. N 44-3923/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021