Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "МФК "Арфа" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26015-ЭП/21 от 16.08.2021) на действия СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" (далее - Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Севофлуран на 2021 - 2022 годы (извещение N 0372200277521000228) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200277521000228. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 083 720,00 рублей.
В жалобе ООО "МФК "Арфа" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения стороны Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Потребность Заказчика определена исключительно исходя из назначений лечащих врачей. Каждому пациенту назначены лекарственные препараты в конкретных дозировках, исходя из тяжести и характера заболевания каждого пациента.
*Форма выпуска (первичная упаковка) является персонифицированной для каждого пациента больницы и необходима для достижения требуемого терапевтического эффекта, а также определена с учётом специфики лечебного учреждения и его деятельности (скорая медицинская помощь) и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Поставка товара осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". При этом если количество товара, поставляемого Заказчику во вторичной (потребительской) упаковке, превышает количество товара, указанного в отгрузочной разнарядке, поставка товара сверх количества, указанного в отгрузочной разнарядке, осуществляется за счёт Поставщика."
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с абзацем 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 1380) описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 ПП РФ N 1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с руководством по эксплуатации на испарители ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000, имеющиеся у Заказчика (стр. 3) обязательным условием работы и обращения с данными испарителями является строгое соблюдения указанных в руководстве по эксплуатации требований для безопасности сотрудников Заказчика и пациентов Заказчика.
Quik Fil является зарегистрированным товарным знаком компании Abbott Laboratories (стр. 4 Руководства по эксплуатации).
Согласно руководству по эксплуатации на испарители ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000, имеющиеся у Заказчика (стр. 9, далее - Руководство) система заправки предназначена для заполнения испарителя соответствующим анестетиком и удаления анестетика из испарителя. Для индикации уровня предусмотрены отметки минимального и максимального уровня, а также третья (центральная) отметка, указывающая на возможность использовать для дозаправки полную бутыль с анестетиком (250 мл).
Производитель испарителя ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000, рекомендует пользоваться специальными системами заправки, предназначенными только для определенных анестетиком. Это исключает ошибки при выборе анестетиков и сводит к минимуму потери за счет испарения в процессе заправки.
Таким образом, согласно Руководству, обязательному к соблюдению в целях обеспечения безопасности сотрудников и пациентов Заказчика, в испарителях ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000, имеющихся у Заказчика, предполагается использовать с флаконами с анестетиком объемом 250 мл.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службой от 05.04.2018 N ИА/23540/18 "О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" при закупке лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" с укупорочной системой Quik-Fil к поставке участником закупки могут быть предложены лекарственные препараты с МНН "Севофлуран" с совместимыми адаптерами в соответствующем количестве, а отклонение заказчиками таких заявок неправомерно.
Система заправки Quik Fil состоит из заправочного приспособления на испарителе предназначенного только для определенного анестетика и адаптера, предназначенного только для определенного анестетика и прочно закрепленного на бутыли (стр. 10 Руководства).
Заправка испарителей ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000 с системой заправки Quik Fil, имеющихся у Заказчика происходит следующим образом:
"3. Отвинтить и снять колпачок с адаптера бутыли.
4. Убедиться в том, что адаптер прочно и герметично зафиксирован на горлышке бутыли; убедиться в том, что адаптер не имеет дефектов.
Недостаточный уровень анестетика в новой, в т. ч. запечатанной бутыли может свидетельствовать о ее негерметичности.
Неплотное соединение адаптера с бутылью может стать причиной переполнения с соответствующим выделением паров анестетика в атмосферу - опасность для здоровья!" (стр. 19 Руководства).
"1. Медленно отвинтить и снять колпачок системы заправки для постепенного понижения давления в испарителе.
2. Вставить бутыль продольными выступами в канавки отверстия заправочного приспособления.
Использовать только бутыли с выступами, рассчитанными под канавки системы заправки!
Убедиться в соответствии цветовой кодировки на бутыли и на испарителе" (стр. 20 Руководства).
Удаление анестетика из испарителя Vapor с системой заправки Quik Fil:
"Приспособление для слива анестетика Quik Fil должно быть прочно и герметично зафиксировано на горлышке бутыли - в противном случае возможно выделение значительного количества паров анестетика в атмосферу.
Использовать бутыль, предназначенную для данного анестетика_
_3. Отвинтить и снять колпачок адаптера бутыли.
4. Прикрепить насадку для слива анестетика к адаптеру бутыли - выступы адаптера должны войти в продольные канавки сливного приспособления_" (стр. 41, 43 Руководства).
Согласно Руководству, обязательному к соблюдению в целях обеспечения безопасности сотрудников и пациентов Заказчика, испарители ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000, имеющиеся у Заказчика, предназначены для использования только с флаконами со встроенными адаптерами Quik Fil или с адаптерами типа Quik Fil, подходящими для заправки и слива анестетика, так как использование других, не предусмотренных руководством по эксплуатации приспособлений, может привести к повреждению клапана системы заполнения и создать опасность как для медицинского персонала, приводя к значительному повышению концентрации севофлурана в атмосферном воздухе операционной, так и для пациента, поскольку может нарушиться система дозирования севофлурана.
В регистрационных удостоверениях на лекарственные препараты, предложенные к поставке участниками электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Севофлуран на 2021-2022 годы (извещение N 0372200277521000228 от 06.08.2021) содержиться следующая информация, а именно:
1. Севофлуран Медисорб (регистрационное удостоверение N ЛП-004996, владелец/держатель регистрационного удостоверения АО "Медисорб", Россия) - флакон стеклянный в комплекте с системой Quik Fil/флакон полимерный, закрытый системой Quik Fil);
2. "Севофлуран-Виал" (регистрационное удостоверение N ЛП-003706, владелец/держатель регистрационного удостоверения ООО "ВИАЛ", Россия) - жидкость для ингаляций (флакон) + адаптер к испарителю наркозно-дыхательной аппаратуры с заливной системой типа Quik Fil;
3. "Севоран" (регистрационное удостоверение N П N016015/01, владелец/держатель регистрационного удостоверения ООО "ЭббВи, Россия) - жидкость для ингаляций (флакон + система Quik Fil).
Заказчик полагает, что:
1) указание в Руководстве товарного знака Quik Fil, охраняемого на территории Российской Федерации,
2) с учетом обязательного использования, согласно Руководству, в испарителях ингаляционных анестетиков DragerVapor 2000, имеющихся у Заказчика, бутылей с анестетиком севофлуран с адаптером Quik Fil (неважно, встроенным или отдельно поставляемым),
3) принимая во внимание, что Руководство не делает различий между встроенным адаптерами Quik Fil или с отдельными адаптерами Quik Fil,
4) с учетом того, что во всех регистрационных удостоверениях на лекарственные препараты, предложенные участниками к поставке, указан торговый знак Quik Fil (либо как система Quik Fil, предполагающая встроенный адаптер, либо как отдельный адаптер к системе Quik Fil),
5) а также, учитывая, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, Заказчиком допущены все три заявки к участию в электронном аукционе,
Заказчик полагает, что ограничения конкуренции не было и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, судебной практики, в частности постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 N 15АП-5570/2021 по делу N А32-27852/2020, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МФК "Арфа" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 августа 2021 г. N 44-3872/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021