Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "АВТОДОМ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26912-ЭП/21 от 23.08.2021) на действия аукционной комиссии СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений структурного подразделения СПб ГКУ "МФЦ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Освобождения, д. 31, корп. 1, лит. А (извещение N 0372200278021000057) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 11.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200278021000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 652 203,58 рубля.
В жалобе Заявитель указывает на возможные неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.08.2021 N80496, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 1, 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
В части 2 документации об аукционе Заказчиком предъявлено требование к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым она должна содержать предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе информацию, в том числе: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), при этом при предоставлении сведений под конкретными показателями товара понимаются характеристики товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, требования к которым предъявлены в Приложении N 2 к Техническому заданию (Часть 3 документации об аукционе).
3.1. В Приложении N 2 к Техническому заданию в отношении товара N 2 "Тактильная пиктограмма тип 2" установлено требование: "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 3,5 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: < 5,0 мм". В заявке с идентификационным номером EA-110298 в отношении данного товара указано: "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 3,5 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: 4,3 мм".
Согласно приведенной в Приложении N 3 к Техническому заданию инструкции по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция), все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В то же время, очевидно, что толщина основания тактильной пиктограммы не может быть больше, чем толщина основания такой пиктограммы вместе с тактильной поверхностью, следовательно, участником указаны противоречащие друг другу значения, т. е. предоставлена недостоверная информация.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
1) В Приложении N 2 к Техническому заданию в отношении товара N 2 "Тактильная пиктограмма тип 2" установлено требование: "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 3,5 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: < 5,0 мм". В заявке N EA-110298 в отношении данного товара указано: "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 3,5 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: 4,3 мм".
Согласно приведенной в Приложении N 3 к Техническому заданию инструкции по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция), все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В то же время, очевидно, что толщина основания тактильной пиктограммы не может быть больше, чем толщина основания такой пиктограммы вместе с тактильной поверхностью, следовательно, участником указаны противоречащие друг другу значения, т. е. предоставлена недостоверная информация.
В Приложении N 2 к Техническому заданию указаны требования к минимально допустимому значению "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность" и указано требование к максимально допустимому значению "Толщина основания тактильной пиктограммы".
При этом согласно Инструкции:
1.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "_<", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если документацией и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
Таким образом, требования к показателям установлены верно, Участник имел возможность указать значения, не противоречащие друг другу. Как он это сделал по другим товарам:
Товар N1 Тактильная пиктограмма тип 1": "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 4,3 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: 3,5 мм".
Товар N3 Тактильная пиктограмма тип 3": "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 4,3 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: 3,5 мм".
Товар N4 Тактильная пиктограмма тип 4": "Толщина тактильной пиктограммы, включая основание и тактильную поверхность: 4,3 мм. Толщина основания тактильной пиктограммы: 3,5 мм".
2) В Приложении N 2 к Техническому заданию в отношении товара N 7 "Тактильная пиктограмма тип 6" установлено требование: "Расстояние между точками в вертикальном и горизонтальном направлениях от центра одной точки до центра другой точки в шрифте Брайля: должно быть 2,5 или 2,7 мм". В заявке N EA-110298 в отношении данного товара указано: "Расстояние между точками в вертикальном и горизонтальном направлениях от центра одной точки до центра другой точки в шрифте Брайля: 2,7 мм".
Согласно Инструкции, при установлении требований по показателю, по которому установлены в неизменном виде все сведения, используется словосочетание "должно быть". В данном случае наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, с учетом положений настоящей инструкции, без использования словосочетания "должно быть". Положения Инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, в соответствии с Инструкцией, являются приоритетными перед всеми остальными положениями. Таким образом, участник не предоставил соответствующее значение в неизменном виде, как того требует Инструкция.
В жалобе Заявитель ссылается на пункты Инструкции:
4. Требования к значению показателей (характеристик) товара, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений показателей, включая сведения о соответствии товара нормативным документам).
4.1. Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием союза "или", означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования союза "или".
Т. е. данный пункт Инструкции подразумевает изменение части сведений, а именно, выбрать одно конкретное значение. Следовательно, пункт Инструкции:
Положения Инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, в соответствии с Инструкцией, являются приоритетными перед всеми остальными положениями.
Не применим в данном случае.
Таким образом, заявителем, подавшим заявку на участие в электронном аукционе N EA-110298, представлена недостоверная информация, а также информация, не соответствующая требованиям документации об аукционе, что
в соответствии с пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе является основанием для отказа такому участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
В указанных обстоятельствах, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия УФАС констатирует, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для признания, вышеуказанных конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела достаточное основание для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях не находятся признаки нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АВТОДОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 августа 2021 г. N 44-4023/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021