Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Минздрава России (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26856-ЭП/21 от 23.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2021-2022 годах (извещение N 0372100041321000452) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100041321000452. Начальная (максимальная) цена контракта - 51 735 498, 56 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с п.п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 "Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 40 Федерального Закона "Об Объектах Культурного Наследия (Памятниках Истории И Культуры) Народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) любые работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся только при наличии лицензии Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст. 42 Закона об объектах культурного наследия ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Пунктом 6 информационной карты документации предусмотрено требование к составу второй части заявки на участие в конкурсе:
"Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, в случае, если
в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге
и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии
с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром:
требование не установлено;
3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии таких документов: лицензия Министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с разрешенным видом деятельности: ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерациии/или сведения о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий, предоставляемые в соответствии с пунктом 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с разрешенным видом деятельности: ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Предметом закупки, согласно документации, являются, в том числе, следующие работы:
1. Работы по контролю за техническим состоянием, поддержанием работоспособности и исправности оборудования, наладке и регулировке, ремонту и замене, подготовке к сезонной эксплуатации (пункт 2.1 Технического задания);
2. Работы по техническому обслуживанию инженерных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, паропровода, узлов учета электрической энергии, зданий (пункт 2.2 Технического задания);
3. Работы по аварийному обслуживанию инженерных сетей водоснабжения, канализации теплоснабжения, паропровода, узлов учета тепловой энергии (пункт 2.4 Технического задания);
4. Другие работы, проводимые в целях поддержания эксплуатационного состояния памятника (например, работы по консервации отопительной системы в летний период).
В соответствии с возражениями Заказчика предметом закупки является закупка услуг (работ), проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей. Таким образом, Заказчик не имеет права не устанавливать требование к участникам закупки лицензия Министерства культуры Российской Федерации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, так как вышеперечисленные работы, составляющие 95% (в соответствии с приложением 1.12) от объема работ по закупке, являются именно работами по поддержанию в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрен перечень работ, выполнение которых невозможно, если у подрядчика нет соответствующей лицензии Министерства культуры Российской Федерации на проведение работ по сохранению культурного наследия. Среди этих работ включены работы, которые относятся к предмету закупки, а именно:
П. 30 Перечня. Приспособление инженерных систем и оборудования.
П. 31 Перечня. Приспособление систем электрообеспечения.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В данный перечень, включены, в том числе, следующие виды работ:
- ремонт, реставрация и воссоздание кровель;
- приспособление инженерных систем и оборудования;
- приспособление систем электрообеспечения.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закона об объектах культурного наследия), под ремонтом памятника понимаются, кроме прочего, производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
В предмет закупки включено выполнение, в том числе, следующих работ:
- ремонт и замена сгонов на трубопроводе;
- выполнение сварочных работ при ремонте;
- вскрытие полов, стен, перекрытий на вскрытыми трубопроводами с последующей заделкой отверстий;
- проведение косметического ремонта в тепловых центрах;
- осуществление ремонта кровельного покрытия.
Таким образом, требование о наличии у участника закупки лицензии, разрешающей осуществлять деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с указанными видами деятельности (приспособление инженерных систем и оборудования, приспособление систем электроснабжения), является правомерным.
Комиссия УФАС отмечает, что ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о нарушении норм Закона о контрактной системе при установлении единых требований к участникам закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что Заявителем не приведено доказательств того, что установленные в конкурсной документации единые требования ограничивают количество участников закупки.
Доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 8, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 августа 2021 г. N 44-4055/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021