Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГБДОУ детский сад N 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "Сталь-Про" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26986-ЭП/21 от 24.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий в учреждениях образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002221000151. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 326 743, 24 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта в части установления требований, не соответствующих законодательству об энергоэффективности, также Заявитель полагает, что Заказчиком установлено непредусмотренное законодательством требование к исполнителю контракта.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 ст. 19 Закона о контрактной системе определено, что под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание товаров установлено Заказчиком в части III "Техническое задание" конкурсной документации.
Так, Заказчиком определено, что Исполнитель в своей деятельности должен руководствоваться требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", предлагать внедрение энергосберегающих мероприятий, совместно с Заказчиком участвовать в организационных и технических мероприятиях, направленных на снижение показателей энергопотребления при сохранении полезного эффекта от их использования. При техническом обслуживании и ремонте систем энергопотребления Исполнитель должен использовать оборудование и материалы повышенного класса энергосбережения (лампы накаливания в системе освещения не используются), сокращая потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении.
Также Заказчиком определено, что имеющееся у Заказчика оборудование, подлежащее обслуживанию в рамках исполнения контракта, включает в себя, в том числе, "Светильник под лампу накаливания с патроном Е27".
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что вышеперечисленные условия исполнения контракта не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и накладывают на участников закупки непредусмотренные законодательством обязательства.
2. Также в техническом задании Заказчиком установлено, что на момент оказания услуг, в срок, не позднее трех рабочих дней после подписания Контракта, Исполнитель обязан представить Заказчику списки командированных в расположение Заказчика сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию по каждому роду деятельности, предусмотренной контрактом, с указанием имеющихся прав, мер ответственности и групп допуска по электробезопасности каждого сотрудника, а также документы, подтверждающие имеющиеся права и допуски, включая разрешения при работе на высоте. До начала выполнения работ предоставить Заказчику для инструктажа сотрудников не менее 3-х человек по каждому виду работ. До начала работ предоставить Заказчику на каждого сотрудника, оказывающего услуги на объектах QR-коды о прохождении вакцинации от коронавируса или справку о прохождении вакцинации или справку о мед. отводе из соответствующего законодательству РФ учреждения.
Вместе с этим, указанное условие исполнения контракта, по своему содержанию не является обязательным требованием к участникам закупки, предусмотренным ст. 31 Закона о контрактной системе и не накладывает на участника закупки дополнительных обязательств, препятствующих участию в рассматриваемом закупке, а определяет условие исполнения контракта, являющееся существенным для Заказчика с учетом необходимости обеспечения им эпидемиологической безопасности учебных заведений, обслуживание которых является объектом закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС также находит довод Заявителя в указанной части необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сталь-Про" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 августа 2021 г. N 44-3945/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021