Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ лицей N 126 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Харчука В.А. (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27179-ЭП/21 от 25.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку музыкального центра и музыкальных инструментов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.08.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200148921000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 041 247, 00 рублей.
В жалобе ИП Харчук В.А. указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе. В частности, Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком установлены требования к таким товарам, как Пианино акустическое, Бас-гитара, Электрогитара.
Данные товары входят в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (код 32.20.11.120 Пианино, 32.20.12.122 Гитары).
Вместе с тем, извещение о проведении рассматриваемого аукциона, а также документация об аукционе не содержат информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617.
Исходя из изложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 10 ст. 42 (ч. 3 ст. 14) Закона о контрактной системе.
Аналогичные вышеуказанным нарушениям несоответствия требованиям законодательства о контрактной системе допущены Заказчиком и в отношении иных товарных позиций, подпадающих под действие положений Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617.
2. Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Комиссия УФАС отмечает, что требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе.
Так, при описании товарной позиции Пианино акустическое Заказчиком установлено следующее требование:
"Корпус пианино должен иметь классическую форму. Габаритный размер "ширина" боковой стенки корпуса больше 20 мм, предельно 40 мм. Габаритный размер "толщина" бачков должен быть толще 35 мм, должен быть тоньше 45 мм. Количество шпрейцев футора не менее чем 4 штуки. Размер шпрейцев по длине должен быть >95 мм, должен быть <150 мм, по ширине долен быть шире 35 мм, должен быть уже 55 мм. Материал изготовления деки должен быть твердая узкослойная резонансная ель. Площадь резонансной деки не должна быть ниже 1,34 кв.м. Рипки пианино должны быть изготовлены из массива узкослойной ели. Количество рипок не менее чем 10 штук. Габаритный размер "ширина" рипок больше 20 мм, уже 50 мм. Штеги должны быть изготовлены из клена. Конструкция басового штега должна иметь закругленную форму, установленного на деку через дополнительный "мостик". Рама пианино должна быть изготовлена из чугуна вакуумным способом, крепится к футору на более 20 шурупах. Рама должна иметь рамные пробки. Каподастр крепится на более 15 шурупах. Струны должны быть стальные с латунной навивкой. Количество басовых одинарных струн не должно быть менее 15 штук. Количество басовых двойных струн не должно быть менее 17 пар. Переходные струны в количестве 3 пары. Вирбели должны быть выполнены из специального стального сплава, фрезерованные, никелированные. Габаритный размер "диаметр" вирбелей больше 6,5 мм, предельно 8,5 мм. Должно быть предусмотрено 88 клавиш. Клавиши должны быть выполнены из цельных еловых брусков, капсюли клавиш - из твердых пород дерева. Габаритный размер "ширина" белых клавиш 22 мм, не шире 30 мм. Габаритный размер "ширина" черных клавиш должен быть >10 мм, должен быть <15 мм. Габаритный размер "толщина" штульрамы должен быть не <30 мм, не должен быть >45 мм. Клавиатурная рама должна быть изготовлена из древесины твердых пород и должна иметь усиливающие конструкцию металлические элементы. Все узлы и детали должны быть оригинального производства, сбалансированная, отдельные узлы механики должны быть выполнены из ABS полимера. Механика должна иметь 3 опорные стойки. Подвижной рулейстик должен быть выполнен из металла. Количество демпферов одинарных не менее чем 15 штук. Количество демпферов двойных не менее чем 17 штук. Количество комбинированных подушек больше 30 штук. Молоточки должны быть оригинального производства, керн - красное дерево с унтерфильцем, вклеены на специальный синтетический клей, характерного прозрачно-белого цвета. Центральная балка для крепления узлов механики должна быть изготовлена из экструзированного алюминиевого сплава и должна иметь монолитную профильную конструкцию. Пюпитр должен крепиться к поверхности клапа на не менее чем 3 петли, и должен иметь стопорный механизм. Габаритный размер "длина" пюпитра не должна быть <1000 мм, не превышает 1250 мм. Клап должен состоять из не менее чем трех деталей, и должен быть оснащен механизмом безопасного и плавного закрытия. Ножки должны быть представлены в виде консоли. Передние одинарные ролики должны быть выполнены из латуни, задние из пластика. Наличие 3 педалей: soft, sustain и модератор. Габаритный размер "высота" пианино должен быть выше 1000 мм, должен быть не
1300 мм. Габаритный размер "ширина" пианино больше 1400 мм, предельно 1650 мм. Габаритный размер "глубина" пианино превышает 550 мм, уже 750 мм. Цвет должен быть черный полированный. На раме заводским способом должен быть изготовлен фирменный знак производителя и серийный номер инструмента. На внутренней стороне клапа должен быть предусмотрен логотип производителя. Инструмент соответствует категории Consumer-GradePianos (Потребительский уровень Фортепиано). Банкетка должна быть изготовлена из массива дерева, должна иметь несколько ножек квадратной или круглой формы. Ножки должны крепиться к высокопрочной подставке с подъемным механизмом на винте М8. Размер сидения по длине больше 500 мм, предельно 650 мм, по ширине должен быть шире 280 мм, должен быть уже 450 мм. Должно быть предусмотрено наличие плавной регулировки высоты. Сидение должно быть обито натуральной кожей; велюром. Сидение регулируется по высоте в пределах от 450 мм - до 580 мм".
В свою очередь, КТРУ содержит также описание товарной позиции "Пианино акустическое" (код КТРУ 32.20.11.120-00000001) отличное от установленных Заказчиком требований в отношении рассматриваемого товара.
При этом, Заказчиком не приведено обоснования необходимости установления непредусмотренного КТРУ требования к товару.
Таким образом, наличие в документации не предусмотренных КТРУ требований нарушает Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, и нарушает положение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при описании других товарных позиций, включенных в объект закупки, сведения о которых содержатся в КТРУ.
3. Принимая во внимание, что выявленные нарушения являются существенными и повлияли на права и законные интересы Заявителя, Комиссия УФАС приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 33, 64, 66 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Харчука В.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23, п. 10 ст. 42 (ч. 3 ст. 14) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ лицей N 126 Калининского района Санкт-Петербурга
ул. Замшина, д.14 литер А,
Санкт-Петербург, 195197
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
ИП Харчук В.А.
ул. Красный проспект,
д. 30 кв. 144,
Новосибирск, 630099
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-3967/21
об устранении нарушений законодательства о закупках
31.08.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3967/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ лицей N 126 Калининского района Санкт-Петербурга и его аукционной комиссии в 7-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения ч. 6 ст. 23, п. 10 ст. 42 (ч. 3 ст. 14) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200148921000016;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200148921000016 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии в срок до 04.10.2021 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику его аукционной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 августа 2021 г. N 44-3967/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021