Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 186 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ИП Подлобошников Ю.В. (далее - Заявитель):;
в отсутствие представителей Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27052-ЭП/21 от 24.08.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту стадиона (извещение N 0172200004321000089) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004321000089. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 086 021, 48 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя,
- в нарушении правил описания объекта закупки;
- в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Как уже было отмечено, требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об аукционе.
Так, в отношении товарной позиции N 5 "Спортивный комплекс (система стоек и турников" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "диаметр трубы стоек > 88 мм., ширина стоек: не более 114 мм.".
Инструкция по заполнению первой части заявки по мимо прочего содержит следующее условие, cимвол ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения.
Таким образом, вышеприведенное описание товара в совокупности с приведенным условием инструкции указывает на то, что товар со значениями, равными числам, указанным в документации, будет удовлетворять потребностям Заказчика.
При этом, ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" не предусматривает наименования показателя "диаметр трубы стоек".
Таким образом, требование Заказчика по показателю "диаметр трубы стоек" отлично от нормативов ГОСТ 3262-75, и, следовательно, является нестандартным.
К аналогичному выводу Комиссия УФАС пришла в отношении довода 2 жалобы.
Надлежащее обоснование использования вышеуказанных требований при описании требований к товарам, поставляемым при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя по товарной позиции "Футбольные ворота" неправомерно не установлено требование о соответствии данной товарной позиции ГОСТ Р 55664-2013 "Оборудование для спортивных игр ВОРОТА ФУТБОЛЬНЫЕ Требования и методы испытаний с учетом безопасности".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что требования по данной товарной позиции могут быть представлены не в соответствии с данным стандартом.
Вместе с тем, в доводах жалобы не указано на конкретные показатели, отличные от положений стандарта ГОСТ Р 56434-2015.
Комиссия УФАС отмечает, что ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о нарушении норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что Заявителем не приведено доказательств того, что описание объекта закупки ограничивает количество участников закупки.
Довод жалобы признан необоснованным.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Порядок предоставления информации о конкретных показателях, для представления в первой части заявки на участие в аукционе установлен Заказчиком в разделе 19 документации об аукционе (далее-Инструкция) и содержит следующее положение: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".".
Комиссия УФАС, проанализировав вышеуказанную часть документации, пришла к выводу, что данное положение не позволяет однозначно определить порядок предоставления значения, а именно необходимость предоставления значений, разделенных символом "точка с запятой" или значений, разделенных символом "точка с запятой" из тех, что находятся до символа "запятая" или после.
Таким образом, инструкция установлена таким образом, что влечет к субъективному толкованию требований аукционной комиссией Заказчика и участниками закупки.
Данное обстоятельство также подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.08.2021 N0172200004321000089-1-2.
Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует об установлении Заказчиком в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, что является нарушением п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Подлобошникова Юрия Владимировича обоснованной в части доводов относительно нарушения правил описания объекта закупки и установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
Арсенальная наб., 13/1,
Санкт-Петербург, 195009
ГБОУ СОШ N 186 Калининского района Санкт-Петербурга
ул. Замшина, д. 58, корп. 2, литер А,
Санкт-Петербург, 195271
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: +7 (495) 733-95-19
ИП Подлобошников Ю.В.
Крикковское ш., д. 10, кв. 145, г. Кингисепп,
Кингисеппский район, Ленинградская обл., 188480
тел.: +7 (921) 583-44-96
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4074/21
30.08.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4074/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Заказчику - ГБОУ СОШ N 186 Калининского района Санкт-Петербурга, аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200004321000089;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200004321000089 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0172200004321000089 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.09.2021.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Уполномоченному органу, Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 августа 2021 г. N 44-4074/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021