Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Заволокина Е.Н.
от ООО "Болюсмед" - Беленкова Е.Е.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Болюсмед" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200022021000220 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Действия Заказчика соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
По доводам заявителя жалобы ООО "Болюсмед" установлено:
1. Описание объекта закупки: "Шприцы для рентгенконтрастных веществ и физиологического раствора к устройствам для внутривенного введения, в наборах" (Приложение N1 к аукционной документации) сформировано с нарушением ч.1. и ч.2 ст.33 закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В описании объекта закупки установлен показатель:
"Поставляемые шприцы должны соответствовать рекомендациям производителя инъекционной системы MEDRADR Stellant, имеющейся у Заказчика и совместимы с ней.
Совместимость регламентируется Письмом Росздравнадзора от 05 февраля 2016 г. N 09-С-571-1414, письмом Росздравнадзора от 22 июня 2017 года N 04-31270/17.".
Закупка не предназначена исключительно для производителя, а поставщики не обязаны знать все рекомендации производителей и иметь эти рекомендации.
Такая характеристика объекта закупки вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, может повлечь нарушение прав участников закупки, поскольку заказчик при рассмотрении заявок может пользоваться неограниченными рекомендациями, содержание которых не указывается в описании, а в последствии возможны нарушения прав победителя закупки с точки зрения исполнения обязательств при заключении контракта.
По показателю "совместимость" заказчик отсылает к письмам Росздравнадзора от 05 февраля 2016 г. N 09-С-571-1414 и от 22 июня 2017 года N 04-31270/17, содержание которых не указывает в описании объекта закупки.
Такое описание может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Данный довод заявителя обоснован.
В действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 33 Закона N44-ФЗ
2. Описание объекта закупки: "Шприцы для рентгенконтрастных веществ и физиологического раствора к устройствам для внутривенного введения, в наборах" сформировано без учета кода позиции КТРУ.
Если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, описывать его следует в полном соответствии с каталогом (п. 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
При заказчиком требования к товару сформировано без учета кода позиции КТРУ:
В КТРУ имеется код позиции 32.50.13.110-00019 - Шприц для системы инъекции контрастного вещества, который содержит характеристики обязательные для применения.
По описанию объекта закупки (Приложение N1 к аукционной документации) закупается именно Шприцы для системы инъекции контрастного вещества, что заказчик прямо указывает в описании.
Однако:
- код позиции КТРУ 32.50.13.110-00019 не применяется.
- наименование товара не дается согласно наименованию по коду позиции.
- не указываются характеристики обязательные для применения, согласно коду позиции КТРУ - 32.50.13.110-00019 .
- не дается обоснование дополнительных характеристик (например: наличие иглы. рекомендовано производителем и т.д.).
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145
Согласно пункту 4 Правил, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5, 6 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Данный довод заявителя жалобы обоснован.
В действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 33 Закона N44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. В положениях проекта контракта неправомерно не предусмотрено применение к Заказчику неустоек в соответствии с нормами действующего законодательства, в случае неисполнения обязательств по контракту:
Ч. 5 ст. 34 Закона N44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 10.9 проекта контракта:
"10.9. В случае несвоевременного или неполного выделения из внебюджетных источников финансирования (ОМС), Заказчик не возмещает Поставщику убытки, а также не выплачивает неустойку (пеню, штраф), проценты за пользование чужими денежными средствами и иные штрафы, связанные с несвоевременной оплатой.".
Пункт 10.9. проекта контракта нарушает положения ч. 5 ст. 34 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Принимая во внимание, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе), а также утверждение заказчиков о том, что участник закупки должен ознакомиться с положениями аукционной документации, в том числе с проектом контракта, и если подписывает\заключает контракт, то "соглашается со всеми его условиями", пункт 10.9. проекта контракта нарушает интересы участников закупки, поскольку ставит стороны контракта в неравное положение и дает возможность заказчику не исполнять обязательства по оплате сколько угодно долго.
Кроме того, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано:
"_ 8. В случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Кодекса_.".
Данный довод заявителя обоснован.
В действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 5 ст. 34 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Более того, в ходе внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
1. В п. 3.5 документации установлены следующие требования к содержанию первой части заявки:
"_3.5. Первая часть заявки, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 ст. 66 Федерального закона, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе_".
Вместе с тем ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ установлены следующие требования к содержанию первой части заявки:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В действиях заказчика установлены требования ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
2. В пункте 3.6 аукционной документации Заказчик установил:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона"
С 01.07.2021 г. вступили в силу изменения 44-ФЗ, от участников закупки не требуется предоставление в составе заявки ИНН учредителей.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона N44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Таким образом, требование ИНН учредителя неправомерно.
В действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 5 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Болюсмед" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200022021000220 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" нарушившими требования ст. 8, 33, чч. 3,5 ст. 66 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
А. М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 августа 2021 г. N 026/06/64-1955/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021