Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медстайл" (далее - заявитель, общество, ООО "Медстайл") на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" 0 мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения (N закупки 0128200000121005249) в присутствии представителя заявителя - ООО "Медстайл" заказчика - ГБУ ВО "Облстройзаказчик", заинтересованного лица - ООО "Рестарт"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-797/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медстайл" на положения документации при проведении электронного аукциона на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" 0 мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения (N закупки 0128200000121005249).
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки составлено таким образом, что ограничивает количество участников закупки.
Техническое задание аукциона составлено таким образом, что его условиям соответствуют мониторы единственного производителя фирмы "Филлипс". Кроме того, пункт 5.12.11 ведет к ухудшению характеристик поставляемого товара, и не позволяет предложить к поставке товар с улучшенными характеристиками (непонятно почему заказчик требует именно пять отведений).
Помимо этого, заявитель считает некорректным установление требований к пунктах 5.15.19, 5.15.10, 5.15.11, 5.15.12, так как здесь заказчик предъявляет требование к характеристикам опций не входящих в спецификацию поставки, а следовательно не имеющих прямого отношения к поставляемому товару, данные условия включены только ради того, чтобы исключить возможность выхода на аукцион оборудования иного производителя.
Кроме того, заявитель полагает, что заказчиком был использован неверный код КТРУ при описании объекта закупки, а также не использованы все обязательные позиции указанного кода КТРУ.
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку данной закупки, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик по существу дела пояснил следующее.
Установление требований к закупаемому товару - прерогатива Заказчика. Заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали его потребностям.
В ФЗ N44 "О контрактной системе" не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, предъявляемых к поставляемому товару, и устанавливаются им, в том числе, исходя из его потребностей.
Заявителем жалобы не предоставлено доказательств, подтверждающих установление Заказчиком в документации требований к техническим характеристикам поставляемого аппарата, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.
Кроме того, Заявители не являются производителями данного оборудования, а выступают как поставщики - продавцы, приобретающие товары для покупателя, и не ограничены в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
Заказчиком был предварительно проведен анализ рынка медицинских изделий. По данным из открытых источников в сети Интернет, данные характеристики не являются уникальными и на рынке для данной группы товаров медицинских изделий представлены у различных ведущих производителей. Данным характеристикам соответствуют как минимум два производителя - Филипс и Дрегер.
По позициям 5.15.9-5.15.12. Технического задания аукционной документации представитель заказчика пояснил, что данные пункты включены в целях обеспечения наличия возможности докомплектования товаров необходимыми модулями и расширения функциональных возможностей аппаратов при получении дополнительного финансирования. В случае отсутствия таких модулей на стадии поставки изделий, в дальнейшем будет невозможно доукомплектовать такие мониторы модулями и принадлежностями для проведения неинвазивных исследований и т.п.
Также КТРУ не содержит в себе позиции в точности соответствующей требованиям аукционной документации. Заказчиком была правомерно использована позиция, наибольшим образом соответствующая описанию предмета закупки. Указание в техническом задании нескольких параметров в целях обеспечения возможности использования монитора для контроля состояния новорожденных сделано для расширения функционала монитора. При этом закупаемые мониторы не являются применимыми исключительно для новорожденных, а применяются при лечении взрослых и детей. Указание спорного кода КТРУ не оказало ровным счетом никакого влияния на результат проводимой закупки. Ни один из участников не был ограничен к участию в закупке.
В силу изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнение заказчика, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемой аукционной документации заказчиком установлено наименование товара и значение показателей данного товара.
При формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Как следует из пояснений заказчика по позициям 5.15.9-5.15.12 технического задания аукционной документации данные пункты включены в целях обеспечения наличия возможности доукомплектования товаров необходимыми модулями и расширения функциональных возможностей аппаратов при получении дополнительного финансирования. В случае отсутствия таких модулей на стадии поставки изделий, в дальнейшем будет невозможно доукомплектовать такие мониторы модулями и принадлежностями для проведения неинвазивных исследований и т.п.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного, Комиссия полагает необоснованными доводы жалобы относительно того, что положения пунктов 5.12.11, 5.15.9-5.15.12 технического задания аукционной документации каким-либо образом влекут ограничения количества участников закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. Комиссия полагает, что заявителем жалобы не представлены надлежащие документарные доказательства того, что по совокупности требованиям технического задания аукционной документации соответствует исключительно продукция фирмы "Филлипс".
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно подпункту "г" Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается её конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимальной либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.
Приложением к информационной карте аукционной документации "Техническое задание. Поставка оборудования" заказчиком установлены требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам поставляемого товара в соответствии с КТРУ 26.60.12.119-00000944. Как следует, из пояснений заказчика, им было использовано КТРУ в наибольшей степени соответствующее описанию предмета закупки и потребностям заказчика.
В силу изложенного, Комиссия полагает необоснованным довод жалобы относительно использования неверного кода КТРУ при описании предмета закупки, а также то, что не были использованы все обязательные позиции КТРУ.
Вместе с тем, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
Пунктами 5.4.1 Приложения к информационной карте аукционной документации (Таблица 1, Таблица 2) "Техническое задание. Поставка оборудования" установлено требование об указании конкретного значения по характеристике "Напряжение, частота" - 100-240 В, 50/60 Гц.
Пунктами 5.20.9 Приложения к информационной карте аукционной документации (Таблица 1, Таблица 2) "Техническое задание. Поставка оборудования" установлено требование об указании конкретного значения по характеристике "Манжеты одноразовые для измерения неинвазивного артериального давления для новорожденных" - "не менее 3,-5,7/не менее 1", "не менее 4,3-8/не менее 1", "не менее 5.8-10,9/не менее 1", "не менее 7,1-13,1/не менее 1", по характеристике "Манжета для измерения неинвазивного артериального давления многоразовая" - "не менее 27-35".
Между тем, вышеуказанные характеристики являются диапазонными и по ним невозможно предложить товар с конкретными значениями.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медстайл" (г.Владимир) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" 0 мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения (N закупки 0128200000121005249) необоснованной
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ).
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 августа 2021 г. N 033/06/33-797/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021