Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_. заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_заместителя начальника отдела,
_.. главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "РЕСТАРТ" (г. Москва) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения" (N закупки 0128200000121005249)
в присутствии представителя заявителя- ООО "Рестарт": _. (доверенность от 24.08.2021 N 09/008-2021),
представителя заказчика - ГБУ ВО "Облстройзаказчик" _. (доверенность от 25.08.2021 N 10/21),
представителя заинтересованного лица ООО "Медстайл" _. (протокол N 4 внеочередного собрания участников ООО "Медстайл" от 27.06.2019).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-796/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
20 августа 2021 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕСТАРТ" (далее - Заявитель, Общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения" (N закупки 0128200000121005249)
.
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки составлено таким образом, что ограничивает количество участников закупки.
1. Заказчиком установлено согласно технического задания следующее.
1 |
Наименование объекта закупки |
Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения |
2 |
Описание по КТРУ: 26.60.12.119-00000944. Устройство/комплекс устройств с электропитанием, предназначенный для непрерывной оценки нескольких жизненно важных физиологических параметров (например, ЭКГ, артериального давления, частоты сердечных сокращений, температуры, сердечного выброса, апноэ, концентрации дыхательных/анестезиологических газов) одного пациента в отделениях интенсивной или общей терапии. Обычно он устанавливается у постели пациента и часто включает в себя программируемые устройства сигнализации, портативные радиопередатчики, приемники и антенны (для телеметрических систем) для осуществления мониторинга во время передвижения пациента или его транспортировки; система не предназначена для новорожденных пациентов. |
Соответствие |
В тоже время согласно позициям 5.20.5, 5.20.7, 5.20.9 технического задания комплектация данных мониторов подразумевает использование у новорожденных.
2. Установлены избыточные требования по позициям 5.8.2, 5.20.3 технического задания.
Установлены избыточные требования по позициям 5.6.4, 5.6.5, 5.6.6, присущи единственному производителю, а именно, "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА", Германия (пункты ТЗ по Монитору у постели больного многопараметрический общего назначения N1 и N2 идентичны).
Таким образом, Заявитель считает, что по совокупности характеристик, заявленных заказчиком, по каждому виду Мониторов у постели больного многопараметрический общего назначения (N1 и 2) соответствует только Мониторы пациента одного производителя - "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА", Германия.
Кроме того, на рассмотрении жалобы Заявитель указал на использование Заказчиком неверного кода КТРУ при описании объекта закупки, а также то, что не были использованы все обязательные позиции КТРУ.
Заказчик по существу дела пояснил следующее.
1. Относительно Монитора у постели больного многопараметрический общего назначения.
По данным исследования рынка из открытых источников не найдено ни одного производителя, который бы изготавливал системы мониторинга исключительно для новорожденных пациентов. Обычно мониторы пациента у всех производителей являются универсальными и многофункциональными медицинскими изделиями, что подразумевает возможность его использования для разных категорий пациентов (взрослые дети новорожденные).
В Техническом задании предусмотрен пункт, определяющий сферу применения монитора пациента:
5.1.2 Сфера применения - анестезиологический, прикроватный, палатный, неонатальный, транспортный
Довод 2 и довод 3.
Установление требований к закупаемому товару - прерогатива Заказчика. Заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали его потребностям.
В ФЗ N44 "О контрактной системе" не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, предъявляемых к поставляемому товару, и устанавливаются им, в том числе, исходя из его потребностей.
Заявителем жалобы не предоставлено доказательств, подтверждающих установление Заказчиком в документации требований к техническим характеристикам поставляемого аппарата, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.
Кроме того, Заявители не являются производителями данного оборудования, а выступают как поставщики - продавцы, приобретающие товары для покупателя, и не ограничены в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
Заказчиком был предварительно проведен анализ рынка медицинских изделий. По данным из открытых источников в сети Интернет, данные характеристики не являются уникальными и на рынке для данной группы товаров медицинских изделий представлены у различных ведущих производителей. Данным характеристикам соответствуют как минимум два производителя - Филипс и Дрегер.
Исходя из полученных коммерческих предложений и сформированного на их основе технического задания, предметом поставки могли являться товары 3х разных производителей - Philips, Drager,GeneralElectric.
Кроме того, КТРУ не содержит в себе позиции в точности соответствующей требованиям аукционной документации. Заказчиком была правомерно использована позиция, наибольшим образом соответствующая описанию предмета закупки. Указание в техническом задании нескольких параметров в целях обеспечения возможности использования монитора для контроля состояния новорожденных сделано для расширения функционала монитора. При этом закупаемые мониторы не являются применимыми исключительно для новорожденных, а применяются при лечении взрослых и детей. Указание спорного кода КТРУ не оказало ровным счетом никакого влияния на результат проводимой закупки. Ни один из участников не был ограничен к участию в закупке.
В силу изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнение заказчика, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.08.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения" (N закупки 0128200000121005249).
Начальная (максимальная) цена контракта: 44 590 000,11 рублей.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемой аукционной документации заказчиком установлено наименование товара и значение показателей данного товара.
При формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Как следует из пояснений заказчика по позициям 5.8.2 и 5.20.3 технического задания аукционной документации данные пункты включены в целях обеспечения непрерывного мониторинга и безопасности пациента, в том числе при перемещении.
Параметр 5.8.2 по данным из открытых источников, размещенных в сети Интернет, присутствует у нескольких производителей, таких как Philips. Draeger, Mindray, GE и пр.
Параметр 5.20.3 по данным из открытых источников, размещенных в сети Интернет присутствует у нескольких производителей и является расходной принадлежностью монитора. Обычно все производители осуществляют поддержку работоспособности оборудования дооснащением необходимыми расходными материалами и принадлежностям.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного, Комиссия полагает необоснованными доводы жалобы относительно того, что положения пунктов 5.8.2, 5.20.3, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.6 технического задания аукционной документации каким-либо образом влекут ограничения количества участников закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. Комиссия полагает, что заявителем жалобы не представлены надлежащие документарные доказательства того, что по совокупности требованиям технического задания аукционной документации соответствует исключительно продукция фирмы "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА", Германия.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно подпункту "г" Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается её конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимальной либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.
Приложением к информационной карте аукционной документации "Техническое задание. Поставка оборудования" заказчиком установлены требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам поставляемого товара в соответствии с КТРУ 26.60.12.119-00000944. Как следует, из пояснений заказчика, им было использовано КТРУ в наибольшей степени соответствующее описанию предмета закупки и потребностям заказчика.
В силу изложенного, Комиссия полагает необоснованным довод жалобы относительно использования неверного кода КТРУ при описании предмета закупки, а также то, что не были использованы все обязательные позиции КТРУ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕСТАРТ" (г. Москва) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N 1" мониторов у постели больного многопараметрических общего назначения (N закупки 0128200000121005249) необоснованной
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии _..
Члены Комиссии _.
__
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 августа 2021 г. N 033/06/33-796/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021