Резолютивная часть оглашена
27.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ИП на положения аукционной документации при проведении электронных аукционов:
- на оказание услуг по реализации арестованного имущества арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество (лот 1) (извещение N 0342100019021000017, начальная (максимальная) цена контракта - 150 000,00 руб.);
- на оказание услуг по реализации арестованного имущества арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество (лот 2) (извещение N 0342100019021000018, начальная (максимальная) цена контракта - 110 000,00 руб.) (далее -Аукционы),
в присутствии представителя Заказчика - (доверенность), Заявитель не подключился, извещен, ходатайств не заявлял,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ИП на положения документации при проведении Аукционов.
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены требования к участникам закупки, нарушающие требования Закона о контрактной системе, и влекущие ограничение участников закупки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении закупок нарушений.
Представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалоб, просил отказать в удовлетворении жалоб, представил письменные возражения, а также запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалоб, письменные пояснения, аукционные документации, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 2-4 Технических заданий в процессе оказания услуг Исполнитель должен обеспечить достижение минимально необходимого качества услуг, а именно:
2. Обеспечение доступа к имуществу, реализуемому на комиссионных началах, не менее чем пять рабочих дней каждую неделю и не менее чем восемь часов каждый из указанных дней (информация о времени и адресе, по которому можно осуществить ознакомление с имуществом, должна быть размещена на сайте Исполнителя вместе с сообщением о реализации имущества).
3. Условия экспонирования движимого имущества: использование нежилого помещения на праве собственности или аренды для экспонирования движимого имущества площадью не менее 20 кв. м, с применением торгового оборудования (стеллажи, витрины, ценники, и пр.); использование открытой (закрытой) площадки на праве собственности или аренды для экспонирования авто/мото и специальной техники площадью не менее 100 кв.м.
4. Условия проведения торгов: зал для проведения торгов площадью не менее 30 кв.м.
Согласно пункту 4.4.41. проектов контрактов в течение 5 рабочих дней после заключения государственного контракта предоставить для осмотра нежилое помещение, расположенное на территории Самарской области, принадлежащее Исполнителю на праве собственности или аренды для экспонирования движимого имущества площадью не менее 20 кв. м, с применением торгового оборудования (стеллажи, витрины, ценники, и пр.), а также открытую (закрытую) площадку, расположенную на территории Самарской области, принадлежащую Исполнителю на праве собственности или аренды для экспонирования авто/мото и специальной техники площадью не менее 100 кв.м., а также оригиналы/заверенные копии правоустанавливающих документов на данные объекты недвижимости, подтверждающие право собственности (иное вещное право), или документы, подтверждающие право аренды на помещение с указанными характеристиками, сроком не менее 31.12.2023 г. (договор аренды, предварительный договор аренды, договор субаренды, акт приема-передачи объекта недвижимости, выписка из единого государственного реестра объектов недвижимости, полученная не ранее одного месяца со дня заключения государственного контракта, технический план объекта недвижимости).
В случае исполнения выданных поручений на реализацию арестованного имущества после 31.12.2023 г. не позднее 5 (пяти) рабочих дней после указанной даты предоставить Заказчику для осмотра нежилое помещение, расположенное на территории Самарской области, принадлежащее Исполнителю на праве собственности или аренды для экспонирования движимого имущества площадью не менее 20 кв. м, с применением торгового оборудования (стеллажи, витрины, ценники, и пр.), а также открытую (закрытую) площадку, расположенную на территории Самарской области, принадлежащую Исполнителю на праве собственности или аренды для экспонирования авто/мото и специальной техники площадью не менее 100 кв.м., а также оригиналы/заверенные копии правоустанавливающих документов на данные объекты недвижимости, подтверждающие право собственности (иное вещное право) или договор аренды, заключенный на срок, превышающий срок реализации по всем неисполненным поручениям (договор аренды, договор субаренды, акт приема-передачи объекта недвижимости, выписка из единого государственного реестра объектов недвижимости, полученная не ранее одного месяца до дня ее предоставления, технический план объекта недвижимости).
Пунктом 4.4.42. проекта контракта определено, что в течение 20 рабочих дней после заключения государственного контракта предоставить Заказчику для осмотра зал для проведения торгов площадью не менее 30 кв.м, расположенный в городе Самаре, а также правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности (иное вещное право) или документы, подтверждающие право аренды на помещение с указанными характеристиками сроком не менее 31.12.2023 г. (договор аренды, предварительный договор аренды, договор субаренды, акт приема-передачи объекта недвижимости, выписка из единого государственного реестра объектов недвижимости, полученная не ранее одного месяца со дня заключения государственного контракта, технический план объекта недвижимости).
В случае исполнения выданных поручений на реализацию арестованного имущества после 31.12.2023 г. не позднее 5 (пяти) рабочих дней после указанной даты предоставить Заказчику для осмотра зал для проведения торгов площадью не менее 30 кв.м, расположенный в городе Самаре, а также правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности (иное вещное право) или документы, подтверждающие право аренды на помещение с указанными характеристиками, (договор аренды, предварительный договор аренды, договор субаренды, акт приема-передачи объекта недвижимости, выписка из единого государственного реестра объектов недвижимости, полученная не ранее одного месяца до дня ее предоставления, технический план объекта недвижимости).
По мнению Заявителя, указанные положения Технических заданий, проектов контрактов нарушают нормы Закона о контрактной системе, создают ему препятствия к участию в рассматриваемых закупках.
Согласно пункту 4.4.13 проектов государственных контрактов исполнитель обязан проводить торги по месту нахождения имущества (под местом нахождения имущества понимается соответствующий субъект Российской Федерации).
При этом, традиционная (отличная от электронной) форма публичных торгов предполагает очное присутствие участников торгов и их организатора, для чего требуется зал для проведения торгов,
На основании изложенного, обязанность исполнителя по предоставлению для осмотра нежилого помещения, расположенного на территории Самарской области, принадлежащего Исполнителю на праве собственности или аренды для экспонирования движимого имущества площадью не менее 20 кв.м, с применением торгового оборудования (стеллажи, витрины, ценники, и пр.), а также открытой (закрытой) площадки, расположенной на территории Самарской области, принадлежащей Исполнителю на праве собственности или аренды для экспонирования авто/мото и специальной техники площадью не менее 100 кв.м., а также зала для проведения торгов площадью не менее 30 кв.м, расположенного в городе Самаре, также, как и соответствующих правоустанавливающих документов, является необходимой и значимой.
В соответствии с пунктом 4.4.20 проектов государственных контрактов исполнитель обязан принимать по акту приема-передачи имущество (документы) от судебного пристава-исполнителя в пределах срока, установленного частью 7 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, у исполнителя по государственному контракту после заключения государственного контракта возникает обязанность по приему имущества, в том числе в натуральном выражении, при этом характеристики данного имущества заранее не известны Заказчику, это могут быть: транспортные средства, бытовая и электронная техника, товары народного потребления и так далее.
Согласно частям 2-3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.
Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).
В связи с этим, исполнитель по государственному контракту, заключаемому по итогам указанных электронных аукционов, обязан иметь торговые помещения, а также открытые/закрытые площадки в целях обеспечения экспонирования имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
Вместе с тем, указанные пункты проектов контрактов, являющихся частью документации о проведении указанных закупок, а также пункты 2 - 4 Технического задания (приложения к проектам контрактов) устанавливают обязанности Исполнителя по государственному контракту, а также требования к качеству услуг, которые подлежат оказанию после заключения государственного контракта, соответственно.
Кроме того, указанными пунктами проектов контрактов установлено, что данные обязанности возникают у исполнителей после заключения государственного контракта, то есть данные условия оказания услуг не распространяются на участников закупок.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлено.
Вместе с тем, жалоб от иных участников рассматриваемых закупок на обжалуемые положений документаций в антимонопольный орган не поступало.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ИП необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 сентября 2021 г. N 761-12611-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021