В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 05.08.2021 года Комиссией Мурманского УФАС в составе:
Председатель комиссии:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Члены комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Мурманского УФАС России;
Четвертак И.С. - специалист-эксперт отдела контроля торгов Мурманского УФАС России;
проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе) МКУ "Муниципальное имущество" при проведении закупки у единственного поставщика на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту участка тепловой сети в ЗАТО г. Североморск (реестровый номер контракта 3511000423021000021).
Проверка начата 11 августа 2021 года и окончена 30 августа 2021 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Поводом для проведения внеплановой документарной проверки послужило обращение ООО "Северо-Западное Строительно-монтажное Эксплуатационное Управление".
Предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счёт средств соответствующих бюджетов.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Установлено, что 20 июля 2021 года между МКУ "Муниципальное имущество" и АО "Мурманэнергосбыт" заключен муниципальный контракт на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту участка тепловой сети в ЗАТО г. Североморск (реестровый номер контракта 3511000423021000021).
Заказчик осуществил закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
При проведении проверки антимонопольный орган направил запрос в МКУ "Муниципальное имущество" с требованием представить обоснование заключения контракта с единственным поставщиком в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Из представленных пояснений следует, что Постановлением Правительства от 23.06.2021 N 395-ПП бюджету муниципального образования городской округ ЗАТО город Североморск выделены бюджетные средства в рамках основного мероприятия "Обеспечение бесперебойного функционирования и повышения энергетической эффективности объектов и систем жизнеобеспечения муниципальных образований Мурманской области" подпрограммы "Обеспечение устойчивой деятельности топливно-энергетического комплекса Мурманской области и повышения энергетической эффективности" государственной программы Мурманской области "Комфортное жилье и городская среда", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 13.11.2020 N 795-ПП (далее - Программа), на выполнение капитального ремонта участка тепловой сети муниципального образования городской округ ЗАТО город Североморск Мурманской области.
15.07.2021 Глава ЗАТО г. Североморск Постановлением N128 принял решение ввести с 00 часов 00 минут 16 июля 2021 года до особого указания на территории муниципального образования городской округ ЗАТО г.Североморск режим повышенной готовности органов правления и сил Мурманской территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с угрозой срыва начала отопительного периода в 2021-2022 г.г.
С учетом указанных обстоятельств, МКУ "Муниципальное имущество" полагало единственным способом предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации заключение контракта на капитальный ремонт с единственным поставщиком без проведения торгов.
Учреждение указало, что 18.08.2017 тепловые сети были переданы по договору аренды N178-17-843 имущества арендатору - АО "Мурманэнергосбыт".
Также Заказчик отметил, что акты внеочередного технического освидетельствования конструкций и трубопроводов от 10.11.2020 были представлены арендатором (АО "МЭС") на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ЗАТО г. Североморск только 15.07.2021. Этим Заказчик объясняет причины почему не предпринимались меры для устранения аварийного состояния сетей ранее.
Учреждением представлено письмо Министерства юстиции Мурманской области. В рассматриваемом письме министр делает вывод о том, что принятие постановления Главы ЗАТО город Североморск обусловлено решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЗАТО г. Североморск, указанный муниципальный нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Главы ЗАТО г. Североморск и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Комиссия Мурманского УФАС проанализировав документы имеющие в материалах дела, пояснения Заказчика приходит к следующим выводам.
1.Прокурором города Североморска принесен протест на Постановление главы города Североморск от 15.07.2021 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Североморского звена Мурманской территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с необходимостью организации проведения срочных работ по капитальному ремонту участков тепловой сети ЗАТО г. Североморск".
Таким образом, можно сделать вывод о том, что режим повышенной готовности 15.07.2021 введен с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
2. Относительно письма Министерства юстиции Мурманской области Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить, что Министерство юстиции Мурманской области в рамках наделённых полномочий вправе высказать мнение относительно правомерности принятия нормативного акта в соответствии с наделёнными полномочиями должностного лица. Однако делать выводы о правомерности и законности введения 15.07.2021 Главой ЗАТО Североморск режима повышенной готовности не входит в компетенцию министерства.
3.Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что Заказчик имел возможность заблаговременно прогнозировать и контролировать ситуацию, связанную с началом отопительного сезона периода 2021-2022 г.г.
10.11.2020 комиссией АО "МЭС" составлены акты внеочередного технического освидетельствования. Установлено, что общее техническое состояние конструкций и трубопроводов участков тепловых сетей является аварийным, для дальнейшей бесперебойной эксплуатации требуется полная замена трубопроводов, с устройством тепло- и гидроизоляционного слоя, замена запорной арматуры.
Как ранее было отмечено, Заказчик ссылался что акты внеочередного технического освидетельствования конструкций и трубопроводов от 10.11.2020 были представлены арендатором на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ЗАТО г. Североморск только 15.07.2021. В связи с чем, как утверждает Заказчик, не имелось возможности предпринять меры для устранения аварийного состояния сетей ранее.
В этой связи Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что бюджетные средства на выполнение капитального ремонта участка тепловой сети муниципального образования городской округ ЗАТО город Североморск были выделены Постановлением Правительства от 23.06.2021 N 395-ПП. Следовательно, уже в июне 2021 года Учреждение располагало сведениями о выделении бюджетных средств на капитальный ремонт сетей.
Пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предоставляет право заказчику осуществлять закупку у единственного поставщика для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, а не закрепляет за ним такую обязанность.
У Заказчика была возможность осуществить закупки конкурентным способом, однако этого сделано не было. Учреждение ссылалось в пояснениях, что с целью заключения договора на капитальный ремонт им 02.07.2021 был объявлен аукцион. Аукцион был признан несостоявшимся 13.07.2021. Заказчик посчитал, что проводить электронный аукцион повторно нецелесообразно в связи с тем, что процедура аукциона занимает значительный временной отрезок.
Однако, в части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе за Заказчиком закреплено право в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме. Данный способ закупки позволяет значительно сократить срок определения поставщика.
Изложенные обстоятельства дают основание полагать, что режим повышенной готовности был введён с целью создания возможности заключения договора с единственным поставщиком и ухода от обязанности проведения конкурентных процедур.
Учреждение обладало информацией о состоянии сетей и знало, что сети находятся в аварийном состоянии. В ноябре 2020 года было известно, что состояние конструкций и трубопроводов участков тепловых сетей является аварийным. Продолжительность временного периода до заключения контракта указывает на то, что у Заказчика имелась возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, что, в свою очередь позволяло Заказчику провести конкурентные процедуры. С ноября 2020 года не осуществлялось мероприятий для устранения аварийного состояния сетей.
При проведении проверки Комиссией так же учтены положения договора аренды имущества N178-17-843.
Согласно пункту 3.1.1 договора аренды имущества арендодатель имеет право беспрепятственного доступа к сдаваемому в аренду имуществу с участием представителя арендатора для проведения проверок, осмотров, осуществления контроля над использованием арендатором арендуемого имущества по назначению, определенному в пункте 1.2. договора.
Таким образом, проанализировав обращение ООО "Северо-Западное Строительно-монтажное Эксплуатационное Управление", возражения Учреждения, а также представленные сторонами документы Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика. В результате необоснованного заключения Контракта АО "Мурманэнергосбыт" получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, минуя участие в конкурентных процедурах.
В действиях Заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, которое выразилось в выборе способа определения поставщика без учета требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.2.3 договора Арендатор (АО "МЭС") обязан производить капитальный ремонт арендуемого имущества своими силами либо путем привлечения третьих лиц за свой счет.
В рассматриваемой ситуации заключен договор на капитальный ремонт с целью устранения аварийного состояния сетей. Исходя из положений договора аренды имущества такой капитальный ремонт должен осуществлять АО "МЭС" за свой счет.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Муниципальное имущество" нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика.
2. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о наличии признаков административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 30 августа 2021 г. N 051/06/99-594/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021