Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Примафарм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на поставку лекарственного препарата (Далтепарин натрия) (изв. N 0356300042221000181),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300042221000181 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата (Далтепарин натрия).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.08.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 924 412,16 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.08.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования, противоречащие положениям Закона о закупках, ограничивающие количество возможных участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, поясняет, что установленные требования установлены в соответствии с требованиями Закона о закупках, потребностью Заказчика.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ N1380 от 15.11.2017 г. "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1380), при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В силу п.п. и) п.5 Постановления N1380, при описании объекта закупки не допускается указывать характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
При этом в соответствии с п.6 Постановления N1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В соответствии с техническим заданием, объектом закупки является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Далтепарин натрия", в форме выпуска - раствор для внутривенного и подкожного введения.
В техническом задании также установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам: для экстренной медицинской помощи пациентам отделений реанимации и интенсивной терапии в критическом состоянии (в т.ч. при сепсисе, печеночной недостаточности, респираторном дистресс-синдроме, синдром эндогенной интоксикации), а также для обеспечения возможности выполнения экстракорпоральной профилактики свертывания крови в системе экстракорпорального кровообращения пациентам с острой и хронической почечной недостаточностью во время гемодиализа или гемофильтрации".
Согласно сведениям, содержащимся в ГРЛС, для МНН "Далтепарин натрия" зарегистрированы лекарственные препараты с торговыми наименованиями:
- "Дальтеп" (Россия) с формой выпуска - раствор для подкожного введения,
- "Фрагмин" (США) с формой выпуска - раствор для внутривенного и подкожного введения.
Указание на то, что препарат применяется для обеспечения возможности выполнения экстракорпоральной профилактики свертывания крови в системе экстракорпорального кровообращения пациентам с острой и хронической почечной недостаточностью во время гемодиализа или гемофильтрации, содержится только в инструкции лекарственного препарата с торговым наименованием "Фрагмин".
Заказчик не отрицает, что потребности учреждения соответствует только лекарственный препарат с торговым наименованием "Фрагмин". Более того, в техническом задании, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, содержится указание на торговое наименование закупаемого лекарственного препарата, а именно: "Фрагмин - раствор для внутривенного и подкожного применения" (п.2 Приложения 1 к техническому заданию).
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что приложение N1 к техническому заданию содержит обоснование установленного требования к форме выпуска и назначению применения закупаемого препарата, а именно: "В ГБУЗ "КМСЧ N1" есть пациенты требующие гемофильтрации, острого и хронического гемодиализа (в среднем, 8 процедур ежедневно), имеется оборудование (2 аппарата) для проведения этих процедур".
Таким образом, как следует из текста аукционной документации и подтверждается пояснениями представителей Заказчика, лекарственный препарат закупается учреждением для проведения процедур гемодиализа и гемофильтрации (проводимыми в плановом и экстренном порядке). При этом для упомянутых процедур может использоваться лекарственный препарат только с внутривенным способом введения, что не оспаривается представителем Заявителя.
Вместе с тем, Заявитель полагает, что закупаемое количество лекарственного препарата значительно превышает текущую потребность учреждения для проводимых процедур гемодиализа и гемофильтрации.
Комиссия учитывает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры товара, которые являются определяющими для него, позволяют закупать товар, в наибольшей степени отвечающий целям эффективного использования источников финансирования. При этом Законом о закупках не установлена обязанность Заказчика в обосновании собственной потребности.
Комиссия также отмечает, что материалы жалобы не содержат документальных подтверждений обоснованности упомянутого довода Заявителя.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, с учетом того, что закупка проводится Заказчиком в виде монолота, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Примафарм" на действия ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1", при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на поставку лекарственного препарата (Далтепарин натрия) (изв. N 0356300042221000181) обоснованной в части нарушения требований Закона о закупках при указании в аукционной документации торгового наименования закупаемого лекарственного препарата.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021