Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Аквастрой" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пл.Штыба, д.2) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту ул.Чермена Баева и ул.Гаппо Баева (от пл.Свободы до пл.Штыба, электронный аукцион N0310200000321002109, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20 августа 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Аквастрой" на действия ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- пункт 7.8 проекта контракта не соответствует пункту 11 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042;
- проект контракта не содержит однозначной информации о сроках приемки работ;
- согласно условиям контракта Заказчик сначала принимает работы, а затем проводит экспертизу;
- проект контракта не содержит сроков направления Заказчиком исполнителю в письменной форме мотивированного отказа от подписания документов о приемке работ;
- проектом контракта установлена обязанность исполнителя согласовывать график выполнения работ, в то время, как обязанность по установлению сроков выполнения работ, в том числе их этапов, Законом о контрактной системе возложена на Заказчика. При этом, пунктом 3.5 проекта контракта предусмотрена ответственность исполнителя за нарушение сроков выполнения работ, указанных в графике;
- порядок оплаты работ, установленный Заказчиком в пункте 6.3 проекта контракта, не соответствует требованиям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
- пункт 29 Информационной карты аукционной документации не соответствует требованиям части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Возражений по существу жалобы ВМКУ "Дорожный фонд" не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 августа 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321002109 на выполнение работ по капитальному ремонту ул.Чермена Баева и ул.Гаппо Баева (от пл.Свободы до пл.Штыба) с начальной (максимальной) ценой контракта 42 130 800,00 руб. (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 11.08.2021 директоров ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация).
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Однако, в нарушение требований части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 11 Правил, в пункте 7.8 проекта контракта Заказчиком установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 11 Правил, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Так, пунктом 4.3.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, установлено, что в течение 10 календарных дней Заказчик обязан принять работы, выполненные подрядчиком в соответствии с условиями настоящего Контракта.
При этом, пунктом 5.2 проекта контракта установлено, что в течение двух рабочих дней после завершения выполненных работ, предусмотренных Контрактом, подрядчик представляет Заказчику надлежащим образом оформленный комплект отчетной документации и акт сдачи-приемки выполненных работ по форме NКС-2, подписанный подрядчиком, в 2 (двух) экземплярах. Оформление результатов такой приемки осуществляется в течение двух дней и подписывается обеими сторонами.
При приемке работ составляется акт приемки товаров (материалов). Оформляется в виде приложения к акту выполненных работ по форме NКС-2.
При таких обстоятельствах срок приемки работ не может считаться установленным.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
Согласно пункту 5.3 проекта контракта в течении пяти календарных дней после получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 5.1 Контракта, Заказчик, с особенностями установленными Законом о контрактной системе, назначает экспертизу результатов выполняемых работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, с оформлением экспертного заключения. Срок проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта и оформления экспертного заключения составляет пять дней.
При этом, пункт 5.1 проекта контракта не содержит перечня документов, передаваемых подрядчиком Заказчику после завершения закупаемых работ, а указанный перечень установлен пунктом 5.2 проекта контракта.
Кроме того, из буквального толкования вышеуказанных положений проекта контракта следует, что экспертиза выполненных работ производится Заказчиком уже после приемки работ, что не соответствует принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок, установленным в статье 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
То есть, частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, включаемой заказчиком в проект контракта при направлении его победителю электронного аукциона для подписания.
Однако, в нарушение требований части 1 статьи 34 и части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 4.1.2 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан представить на согласование Заказчику в течение 10 дней после подписания контракта график выполнения строительно-монтажных работ по форме согласно приложению N1.
Кроме того, пунктом 3.5 проекта контракта установлено, что нарушение срока начала и окончания работ (в том числе отдельных этапов работ), предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N1 к Контракту), является поводом для применения мер ответственности, предусмотренных настоящим Контрактом за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязанностей.
При отставании от графика более чем на 10 дней Заказчик имеет право считать, что работы выполняются настолько медленно, что окончание их к сроку невозможно и на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков.
При этом, пунктом 10.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами.
Таким образом, фактически Заказчиком в Аукционной документации установлено требование об установлении и внесении существенных условий в контракт, после его заключения.
Действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 1 статьи 34 и части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Однако, в нарушение требований части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в пункте 5.5 проекта контракта Заказчиком установлено, что в случае получения от Заказчика (запроса о предоставлении разъяснений относительно результатов работ) мотивированного отказа по принятию результатов выполненных работ или экспертного заключения (акта) с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения, подрядчик (в течение 3 (трех) рабочих дней обязан предоставить Заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении выполненных работ) в срок, установленный в указанном мотивированном отказе, экспертном заключении (акте), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, обязан устранить полученные от Заказчика замечания и передать Заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями/замечаниями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторный подписанный Подрядчиком акт сдачи-приемки работ в 2 (двух) экземплярах для принятия Заказчиком выполненных работ.
При этом срок направления в письменной форме мотивированного отказа от подписания документов о приемке выполненных работ Заказчиком в проекте контракта не установлен.
Действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 6.3 проекта контракта установлено, что расчеты за выполненные работы производятся в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с момента предъявления подрядчиком всех необходимых документов к оплате.
Действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 13.1 статьи 3 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 29 Информационной карты Аукционной документации требования предъявляемые к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ установлены частью 5 Аукционной документации в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
При этом, в пункте 5.2 Аукционной документации Заказчиком установлено требований к участникам рассматриваемой закупки об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о соответствии Аукционной документации требованиям части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Аквастрой" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000321002109 на выполнение работ по капитальному ремонту ул.Чермена Баева и ул.Гаппо Баева (от пл.Свободы до пл.Штыба).
2. Признать муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" нарушившим требования части 8 статьи 34, пункта 1 части 13 статьи 34, части 1 статьи 34, части 2 статьи 83.2, части 7 статьи 94, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также пункта 11 Правил.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА466-08/21 муниципальному заказчику - ВМКУ "Дорожный фонд" уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона N0310200000321002109, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Аквастрой" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 августа 2021 г. N А471-08/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021