Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - МБДОУ "Детский сад N 161" - Юрченко Владимира Алексеевича
от ООО "СТРОЙГАРАНТ" - Мачухина Александра Анатольевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - МБДОУ "Детский сад N 161" общеразвивающего вида о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙГАРАНТ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 161-0875 от 01.07.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317300301921000875 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД N161", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25 августа 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - МБДОУ "Детский сад N 161" общеразвивающего вида о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙГАРАНТ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 161-0875 от 01.07.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0317300301921000875 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД N161".
31 августа 2021 года состоялось рассмотрение обращения заказчика с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснил, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об ООО "СТРОЙГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков является его обязанностью в силу закона.
Представитель ООО "СТРОЙГАРАНТ" против удовлетворения заявления заказчика возражает, представил письменные объяснения. Указал, общество приступило к выполнению работ своевременно, однако в связи с удорожанием строительных материалов, ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией возникли трудности с обеспечением объекта работниками. Кроме того, обществом в добровольном порядке оплачен штраф по банковской гарантии.
Заслушав представителей заказчика и исполнителя, изучив полученное обращение, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
09 июня 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0317300301921000875 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД N161". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 471 600 руб.
В соответствии с условиями заказчика исполнитель должен оказать услуги по технической поддержке регионального архива медицинских изображений: регулярные и по требованию с определением приоритета.
На участие в закупке было подано 2 заявки. Согласно протоколу от 18 июня 2021 года победителем было признано ООО "СТРОЙГАРАНТ", предложившее цену 1 309 724 руб. Снижение начальной (максимальной) цены составило 11,0%.
01 июля 2021 года между МБДОУ "Детский сад N 161" и ООО "СТРОЙГАРАНТ" был заключен контракт N 161-0875 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений МБДОУ "Детский сад N 161". Согласно разделу 4 контракта подрядчик приступает к выполнению работ 01.07.2021 года. Работы должны быть выполнены не позднее 31.07.2021 года.
Подрядчик к выполнению работ приступил.
12 июля 2021 года заказчик направил подрядчику претензию о нарушении сроков выполнения работ.
Письмом от 14 июля 2021 года заказчик уведомил подрядчика о проведении комиссии по исполнению контракта 20 июля 2021 года в 10 часов 30 минут.
Подрядчик явку представителя на комиссию не обеспечил.
Актом технического осмотра от 20 июля 2021 года установлено, что удалена часть штукатурки с поверхности стен в группах N 2 и N 4, сроки выполнения работ не соответствуют условиям контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 3 стать 715 Гражданского кодекса РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
28 июля 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 161-0875 от 01.07.2021 г. в связи с нарушениями сроков выполнения работ.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено ООО "СТРОЙГАРАНТ" 28 июля 2021 года заказным письмом и получено адресатом 30 июля 2021 года.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.06.2021 г. вступило в законную силу 10 августа 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 г., указывает, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. ООО "СТРОЙГАРАНТ" приступило к выполнению работ, однако в связи с повышением цен на строительные материалы, а также с трудностями по подбору работников, связанными с заболеванием новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), по независящим от него обстоятельствам не смогло обеспечить своевременное выполнение принятых обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - МБДОУ "Детский сад N 161" при осуществлении закупки N 0317300301921000875 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД N161" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙГАРАНТ".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М. Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 августа 2021 г. N РНП-22-150-Р/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021