Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕРИТИ" (далее - ООО "ПРОСПЕРИТИ") (вх. N 4767 от 19.08.2021), общества с ограниченной ответственностью "Автодория" (далее - ООО "Автодория") (вх. N 4775 от 19.08.2021) (далее вместе - Заявители) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка N 0366200035621004647) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Уполномоченного учреждения, аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) на основании доверенности;
- - представителей Заказчика на основании доверенности;
- - представителя ООО "ПРОСПЕРИТИ" на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.
В связи с тем, что Заявители обжалуют действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в рамках одной закупки N 0366200035621004647, Комиссией принято решение объединить дела N 071/06/105-731/2021, N 071/06/105-732/2021 в одно производство, с присвоением делу N 071/06/105-731/2021. От участвующих в рассмотрении данного дела лиц возражений не поступило.
Жалоба ООО "ПРОСПЕРИТИ" содержит следующие доводы.
1. В пункте 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару, являющемуся объектом закупки:
N п/п |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 |
Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке) Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
_ |
_ |
_ |
_ |
1.14. |
Предел допустимой абсолютной погрешности вычисления измеряемой скорости движения ТС (свыше 100 км/ч), % |
_ 1 |
ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4 Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения |
_ |
_ |
_ |
_ |
Тип 2 Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
2.9. |
Предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС (свыше 100 км/ч), % |
_ 1 |
ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4 Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения |
По мнению подателя жалобы, Заказчик установил нестандартные и неисполнимые требования, которые не позволяют потенциальным участникам принять участие в данной закупке, так как указать единицу измерения названного параметра в заявке в абсолютных величинах невозможно. Абсолютная погрешность должна быть установлена в тех единицах измерения, в которых измеряется сам показатель. В рассматриваемом случае это км/ч.
В процентах может быть установлена относительная погрешность, при этом устанавливается величина показателя, на котором действует это относительная погрешность. Например 1% при скорости до 100% км/ч.
ГОСТ Р 57144-2016 также не содержит указание на возможность установления подобного показателя в %.
2. Также в пункте 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару, являющемуся объектом закупки:
N п/п |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 |
Тип 2 Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
2.48. |
Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг |
Не более 4 - 10 |
Показатель установлен в целях повышения эффективности эксплуатации и уменьшения расходов при передислокации. Также требование установлено в целях обеспечения безопасности обслуживающего персонала при возможном падении во время монтажа и обслуживания |
Нижнее значение, по мнению ООО "ПРОСПЕРИТИ", ограничивает комплексы, которые присутствуют на рынке, обладают параметрами, которые удовлетворяют потребности Заказчика и при этом имеют меньшую массу, чем просит поставить Заказчик. Причины, по которым данные комплексы не подходят Заказчику, в составе аукционной документации отсутствуют. Заявитель жалобы отмечает, что если установление верхней границы массы можно логически обосновать, например, что могут не выдержать опоры и т.д. (при условии наличия соответствующих расчётов), то нижнюю границу массы, вообще обосновать невозможно. Заявитель полагает, что Заказчик намеренно установил такой диапазон в целях ограничения поставки оборудования, масса которого, меньше 4 кг.
3. Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
В подтверждение своего довода податель жалобы указывает на то, что Техническим заданием и проектом контракта документации об Электронном аукционе устанавливаются требования к поставке оборудования с программным обеспечением, установка программного обеспечения.
4. В пункте 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару, являющемуся объектом закупки:
N п/п |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 |
Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке) Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
_ |
_ |
_ |
_ |
1.2. |
По методу измерения параметров ТС, согласно классификации по ГОСТ Р 57144-2016 |
С алгоритмом трекинга ТС |
п.4.3 ГОСТ Р 57144-2016 |
_ |
_ |
_ |
_ |
Тип 2 Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
2.3. |
Комплекс по методу измерения параметров ТС должен быть |
С алгоритмом трекинга ТС |
ГОСТ Р 57144-2016, п. 4.3 |
Указанные требования, по мнению ООО "ПРОСПЕРИТИ", являются нестандартными и противоречат ГОСТ Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст)" (далее - ГОСТ Р 57144-2016).
5. В составе технического задания документации об Электронном аукционе имеется требование о наличии поверки у поставляемого оборудования на момент поставки. Заявитель считает, что данное требование лишено практического смысла, поскольку Заказчик закупает оборудование, которое измеряет скорость движения по видеокадрам, для такого оборудования в обязательном порядке проводится поверка после установки в местах функционирования. Требование о наличии поверки на момент поставки справедливо исключительно к комплексам, которые работают по принципу радара, которые не нуждаются в поверке при установке на место функционирования.
Указанное требование содержится в пункте 2.4 части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе и звучит как "Оборудование должно поставляться с действующей отметкой о поверке и сопровождаться действующим сертификатом об утверждения типа средств измерений".
Жалоба ООО "Автодория" содержит следующие доводы.
1. Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
При этом, в разделе 2 и 3 Технического задания Заказчиком установлены требования к встроенному программному обеспечению, установленному на поставляемом оборудовании:
"2.6. Производителем Оборудования должна быть обеспечена возможность обновления программного обеспечения Оборудования по запросу Заказчика и в случае внесения изменений в законодательство Российской Федерации в течение не менее 6 лет с момента ввода Оборудования в эксплуатацию.
_
3. Назначение оборудования и цели их использования. _..Оборудование должно обеспечивать возможность раздельного указания ограничения скорости для ТС категорий "В", "С", "D" и автоматически присваивать соответствующее ограничение скорости ТС перечисленных категорий ("B", "С" и "D"), движущихся во встречном направлении, используя при этом внутренний классификатор, встроенный в программное обеспечение Оборудования".
Таким образом, по мнению ООО "Автодория", Заказчик обязан был установить запрет на допуск иностранного ПО к участникам закупки, предусмотренный статьей 14 Закона.
2. Заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), так как подпункт 2.49 пункта 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе содержит требование (Потребляемая мощность, Вт - "не более 15"), которое не соответствует ни одному оборудованию, сведения о котором находятся в Едином реестре радиоэлектронной продукции.
Участвующий в рассмотрении дела представитель ООО "ПРОСПЕРИТИ" поддержал доводы своей жалобы в полном объеме.
Представители Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителей по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения настоящего дела, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка N 0366200035621004647) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 12.08.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 000 000,00 рублей.
Контракт по итогам проведения Электронного аукциона Заказчиком не заключен.
Относительно довода жалобы ООО "Автодория" о неправомерном установлении в извещении и документации об электронном аукционе ограничения допуска согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе, информация в соответствии со статьей 42 Закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Закона Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Такое ограничение на допуск товаров, являющихся объектом закупки, в случае его установления, указывается в извещении и документации об электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка видеооборудования (ОКПД2 26.40.33.190).
Вместе с тем, в приложение к Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 включен класс 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)" в целом, в том числе код ОКПД2 26.40.33.190 "Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая", что указывает на необходимость установления в извещении и документации об электронном аукционе ограничений допуска товара в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона или размещения соответствующего обоснования невозможности применения такого постановления.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции (далее - Правила), Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 Порядка Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Относительно установленного требования в подпункте 2.49 пункта 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе (Потребляемая мощность, Вт - "не более 15") для товара "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Тип 2" Заказчик, представив в материалы настоящего дела подтверждающие документы (письмо ООО "Технологии безопасности дорожного движения" (далее также - ООО "ТБДД") от 24.08.2021 исх. N 251, письмо ООО "СофИТ" от 24.08.2021 исх. N 163), сообщил следующее.
Заказчиком при подготовке к данной закупке в рабочем порядке был проведен анализ параметров энергопотребления комплексов фотовидеофиксации среди производителей.
Дополнительно Заказчиком в адрес двух производителей комплексов фотовидеофиксации были направлены письма (исх. N 1-08/3477 от 23.08.2021, адресованное ООО "ТБДД"; исх. N 1-08/3478 от 23.08.2021, адресованное ООО "СофИТ") с просьбой указать энергопотребление комплексов, с целью уточнить их потребляемую мощность, так как данный параметр не всегда указывается в описании типа средств измерений к тому или иному комплексу.
На данные запросы были получены ответы: от ООО "СофИТ", в котором указано, что комплекс фотовидеофиксации "Пульсар" потребляет не более 15 Вт; от ООО "ТБДД", в котором указано, что комплекс фотовидеофиксации "Азимут 4" комплектуется в трех исполнениях, одно из которых (моноблок безрадарный) потребляет так же не более 15 Вт (при этом, данное исполнение соответствует условиям документации об электронном аукционе).
Комиссией установлено, что сведения о таких товарах содержатся в государственной информационной системе промышленности "Единый реестр российской радиоэлектронной продукции", размещенном по адресу в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу https://gisp.gov.ru/documents/10546664/# (далее - Реестр):
- комплекс фотовидеофиксации "Пульсар" производства ООО "Софит", порядковый номер реестровой записи РЭ-1893/21 от 16.07.2021;
- комплекс фотовидеофиксации "Азимут 4" производства ООО "ТБДД" порядковый номер реестровой записи РЭ-848/21 от 26.04.2021.
Таким образом, установлено, что в Реестре имеется радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, причем по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам такая продукция соответствует установленным Заказчиком требованиям к планируемым к закупке товарам, в том числе спорной характеристике, требования к которой указаны в подпункте 2.49 пункта 10 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе (Потребляемая мощность, Вт - "не более 15").
Исходя из изложенного, учитывая обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе правомерно установлено ограничение допуска товара в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Таким образом, данный довод признается необоснованным.
При этом, Комиссией установлено следующее.
Пункт 2.7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержит следующее требование:
"Оборудование должны быть произведено в Российской Федерации".
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, классифицируемой кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр или произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующих признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, а для радиоэлектронной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, - акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом государства - члена Евразийского экономического союза, с указанием в таком акте информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Учитывая что, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установление запрета на поставку товаров иностранного происхождения, в том числе государств-членов ЕВРАЗЕС не предусмотрено, то указанное в пункте 2.7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе условие о поставке товаров исключительно российского производства установлено в противоречии статьи 14 Закона.
Относительно довода Заявителей о том, что Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, установлено следующее.
В целях реализации положений части 3 статьи 14 Закона издано Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (вместе с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - Правила), Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок обоснования)).
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Для целей применения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав (пункт 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
Согласно пункту 2 Правил под понятием "программное обеспечение" понимается программа для электронных вычислительных машин или база данных; под понятием "класс программного обеспечения" - группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор) и правилами его применения, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Порядком обоснования предусмотрено следующее.
Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению (пункт 2).
Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка) (пункт 3).
Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок. Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункты 4, 5, 6).
В части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе для поставляемого товара Заказчиком предусмотрены следующие требования:
"_
2.6. Производителем Оборудования должна быть обеспечена возможность обновления программного обеспечения Оборудования по запросу Заказчика и в случае внесения изменений в законодательство Российской Федерации в течение не менее 6 лет с момента ввода Оборудования в эксплуатацию.
_
3. Назначение оборудования и цели их использования.
Назначение:
- Осуществлять автоматическую фиксацию проездов транспортных средств без совершения правонарушений, осуществлять автоматическую фиксацию нарушений Правил дорожного движения (далее - ПДД), в соответствии с перечнем видов фиксируемых нарушений, указанных в разделе 10 Технического задания.
- Осуществлять контроль за нарушениями Правил дорожного движения транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D", "Е". Оборудование должно обеспечивать возможность раздельного указания ограничения скорости для ТС категорий "В", "С", "D" и автоматически присваивать соответствующее ограничение скорости ТС перечисленных категорий ("B", "С" и "D"), движущихся во встречном направлении, используя при этом внутренний классификатор, встроенный в программное обеспечение Оборудования без необходимости обращения к базам данных владельцев ТС.
_
8. Требования к гарантийному сроку товара, обслуживанию и обновлению программного обеспечения.
Получение и установка обновлений встроенного программного обеспечения Оборудования, в том числе новых версий прошивок и дополнительных программных опций, выпускаемых производителем Оборудования, осуществляется бесплатно в течение срока службы Оборудования (не менее 6 лет)".
Требование к функциональным характеристикам программного обеспечения установлены в пункте 10 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Комиссия отмечает, что в случае если закупаемый, подлежащий техническому обслуживанию товар содержит в своем составе программное обеспечение, то у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
При этом, необходимо отметить, что в реестре российского программного обеспечения (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/) содержатся сведения о российском программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке (например, Специализированное программное обеспечение "Азимут 4", правообладатель программного обеспечения - ООО "ТБДД", регистрационный номер 6184 от 07.04.2020).
В рассматриваемом случае анализ документации об электронном аукционе показал, что ни в извещении, ни в документации об электронном аукционе Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
При таких обстоятельствах, не установив в извещении и документации об электронном аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей соблюдения требований Постановления N 1236, и не разместив в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск такого программного обеспечения, Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона.
Таким образом, указанный довод признан обоснованным.
В отношении иных доводов, указанных в жалобе ООО "ПРОСПЕРИТИ" Комиссией установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие спорные требования к товару, являющемуся объектом закупки:
N п/п |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 |
Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке) Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
_ |
_ |
_ |
_ |
1.14. |
Предел допустимой абсолютной погрешности вычисления измеряемой скорости движения ТС (свыше 100 км/ч), % |
_ 1 |
ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4 Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения |
_ |
_ |
_ |
_ |
Тип 2 Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
2.9. |
Предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС (свыше 100 км/ч), % |
_ 1 |
ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4 Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения |
Пунктом 5.4 ГОСТ Р 57144-2016 установлены следующие требования:
"Пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать:
- +/- 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств".
Таким образом, ГОСТ Р 57144-2016 прямо предусматривает определение погрешности скорости в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч в процентном выражении.
Исходя из вышеизложенного, данный довод ООО "ПРОСПЕРИТИ" признается необоснованным.
В пункте 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены, в том числе следующие спорные требования к товару, являющемуся объектом закупки:
N п/п |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 |
Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке) Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
_ |
_ |
_ |
_ |
1.2. |
По методу измерения параметров ТС, согласно классификации по ГОСТ Р 57144-2016 |
С алгоритмом трекинга ТС |
п.4.3 ГОСТ Р 57144-2016 |
_ |
_ |
_ |
_ |
Тип 2 Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
2.3. |
Комплекс по методу измерения параметров ТС должен быть |
С алгоритмом трекинга ТС |
ГОСТ Р 57144-2016, п. 4.3 |
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 57144-2016 установлены следующие требования:
"По методу измерения параметров транспортных средств технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на группы:
- с алгоритмом трекинга транспортных средств (ТР);
- без алгоритма трекинга транспортных средств (бТР)".
Таким образом, ГОСТ Р 57144-2016 прямо предусматривает такую группы по классификации технических средства автоматической фотовидеофиксации как "с алгоритмом трекинга транспортных средств".
Исходя из вышеизложенного, данный довод ООО "ПРОСПЕРИТИ" также признается необоснованным.
2. В отношении довода о требовании, установленном в пункте 2.4 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Пункт 2.4 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержит следующее требование:
"Оборудование должно поставляться с действующей отметкой о поверке и сопровождаться действующим сертификатом об утверждения типа средств измерений".
Согласно пояснениям Заказчика, представленным в материалы дела, поставляемые товары (техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения) являются средствами измерений.
В соответствии со пунктом 1 статьи 13 Федерального законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ Правительством Российской Федерации в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в областях, указанных в пунктах 1 - 3, 5 - 9, 11 - 17, 19 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, с указанием обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 4, 10 и 18 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1847 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В указанный перечень входят, в том числе измерения при обеспечении безопасности дорожного движения (включая подпункты пункта 12 Перечня).
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Кроме того, пунктом 7.1 ГОСТ Р 57144-2016 установлено, что комплект поставки технических средств автоматической фиксации должен включать в себя:
- копии свидетельства об утверждении типа средств измерений с приложением описания типа средств измерений;
- свидетельство о первичной поверке, методику поверки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о допустимости установления подобных требований в документации об электронном аукционе и о признании данного довода необоснованным.
3. В отношении довода о неправомерном установлении требования в подпункте 2.48 пункта 10 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе к характеристике "Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг" с необоснованным необходимым значением показателя "не более 4-10" установлено следующее.
Согласно пояснениям Заказчика, устанавливая нижний предел спорного диапазона Заказчик руководствовался информацией, полученной в ходе подготовки к проведению Электронного аукциона посредством исследования рынка. При этом, Заказчик в материалы дела представил информацию о трех комплексах автоматической фиксации: "Кордон-М", "Скат-ПП", "АвтоУраган-ВСМ2", которые соответствуют требованиям, установленным в подпункте 2.48 пункта 10 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Как было отражено выше, исходя из положений пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона, требования документации об электронном аукционе к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.
Необходимо отметить, что подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона определено, что при осуществлении закупки товара заявка, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Устанавливая в документации о закупке требования к товарам (минимальные значения; максимальные значения; значения, которые не могут изменяться; значения подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки. При этом такие требования должны в полной мере отражать действительную потребность заказчика.
Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки (потребности заказчика), не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, точным, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии решения об участии в закупке, а также допуска к участию в торгах.
В этой связи, условия документации об электронном аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о фактической потребности заказчика, а также о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Пункт 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе содержит следующие требования:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 10 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
В пункте 10 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования" части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие спорные требования к товару, являющемуся объектом закупки:
N п/п |
Показатель, ед. изм. |
Значение показателя |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 |
Тип 2 Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения | |||
2.48. |
Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг |
Не более 4 - 10 |
Показатель установлен в целях повышения эффективности эксплуатации и уменьшения расходов при передислокации. Также требование установлено в целях обеспечения безопасности обслуживающего персонала при возможном падении во время монтажа и обслуживания |
В части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержится Инструкция по заполнению первой части заявки, содержащая, в том числе следующую информацию:
"Если значение диапазона указано с формулировкой "не более" - значения предлагаемые участником должны быть указаны как диапазон, но при этом не должны превышать границы диапазона, установленные заказчиком (в случае с условным диапазоном 1-3 допустимым будет в том числе указание значений 1,5-2,5).
"Перемещение" границ диапазона не допускается (в случае с условным диапазоном 1-3 не допускается указание таких значений как 0-2, 2-4 и т.п.)".
Исходя из изложенного, с учетом положений части 3 статьи 66 Закона, пункта 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе, а также Инструкции по заполнению первой части заявки, участники Электронного аукциона в составе первых частей заявок обязаны предоставить значение характеристики "Масса измерительного модуля", являющейся фактически скалярной физической величиной, значение которой может быть выражено одним действительным числом, в виде диапазона значений.
Более того, в соответствии с пунктом 4.11 ГОСТ 22261-94 "Межгосударственный стандарт. Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия" габаритные размеры и масса средств измерений, а также потребляемая мощность средств измерений с питанием от сети должны быть установлены в стандартах и (или) технических условиях на средства измерений конкретного вида (типа).
Согласно пункту 7.36 ГОСТ 22261-94 массу средств измерений (4.10.2 и 4.11) определяют средствами измерений, допущенными к применению метрологической службой национальных органов стандартизации.
Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что закупаемое оборудование в каких-либо стандартах или технических условиях обладает такой характеристикой как "Масса" в диапазонном значении.
Вместе с тем, при описании объекта закупки Заказчик должен устанавливать только те требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам, которые относятся исключительно к товару, предполагаемому к закупке в рамках конкретной конкурентной процедуры.
Содержание соответствующих позиций должно исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем, а также в ходе исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, подобное описание объекта закупки не позволяет участникам электронного аукциона понять потребность Заказчика и его требования к товару, создает неясность каким именно образом должно быть представлено значение характеристики "Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг" - конкретным показателем, являющимся фактическим (действительным) значением массы единицы товара, либо диапазонным, который удовлетворяет требованиям документации об электронном аукционе.
Вследствие чего у участников закупки отсутствует объективная возможность подать первую часть заявки на участие в Электронном аукционе, которая бы одновременно существующей потребности Заказчика в приобретаемом товаре и требованиям документации об электронном аукционе, так как требования к техническим характеристикам товара в указанной части являются неисполнимыми, что, в свою очередь, ограничивает возможности потенциальных участников принять участие в такой закупке.
Как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком подобным образом объекта закупки повлекло к созданию необоснованных препятствий для неограниченного круга участников Электронного аукциона, повлекших сокращение их количества ввиду исключения возможности участия в рассматриваемой закупке хозяйствующих субъектов, готовых поставить существующий на рынке товар, отвечающий одновременно потребности Заказчика и требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно статье 6 Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что подобное описание объекта закупки не позволяет в полной мере определить потребность Заказчика, что также создает риск злоупотреблений как при допуске к участию в торгах, так и при исполнении контракта в дальнейшем, в частности при приемке, что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Указанный вывод также подтверждается следующим.
В материалы дела оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" представлена информация о поданных на участие в Электронном аукционе заявках.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.08.2021 установлено следующее:
- по окончании срока подачи заявок было подано 6 (шесть) заявок от участников закупки;
- Аукционная комиссия единогласно приняла решение отказать в допуске к участию в Электронном аукционе участникам закупки с идентификационными номерами заявок "3", "4" по следующим основаниям:
Идентификационный номер заявки на участие в закупке |
Решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, к участию в нем и признании этого участника участником закупки или об отказе в допуске к участию в закупке |
Обоснование принятого решения |
3 |
Отказать в допуске к участию в закупке участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке |
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (представленные в заявке участника закупки конкретные показатели, не соответствуют значениям, установленным пунктом 10 части II "Техническое задание" документации, а именно: Подпункт 1.27 "Минимальное значение степени защиты корпуса от попадания пыли и воды согласно ГОСТ 14254-2015" требуемое значение показателя "Более IP55", предложение участника закупки - "Минимальное значение степени защиты корпуса от попадания пыли и воды согласно ГОСТ 14254-2015"-"IP65";Подпункт 2.20 "Степень защиты от попадания пыли и воды по ГОСТ 14254 должна быть" требуемое значение показателя "Более IP55", предложение участника закупки "Степень защиты от попадания пыли и воды по ГОСТ 14254"-"IP65"; Подпункт 2.48 "Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг" требуемое значение показателя "Не более 4 - 10", предложение участника закупки "Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг" - "4 кг - 4 кг"). |
4 |
Отказать в допуске к участию в закупке участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке |
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (представленный в заявке участника закупки конкретный показатель, не соответствует значению, установленному пунктом 10 части II "Техническое задание" документации, а именно: Подпункт 2.48 "Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг" требуемое значение показателя "Не более 4 - 10", предложение участника закупки "Масса измерительного модуля (без дополнительных съемных узлов модулей и элементов), кг" - " 4"). |
Таким образом, участникам Электронного аукциона с идентификационными номерами заявок "3", "4" отказано в допуске к участию в таком аукционе, в том числе по причине их несоответствие спорным требованиям, указанным в подпункте 2.48 пункта 10 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Следовательно, документация об электронном аукционе в указанной части не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Данный вывод основан на обстоятельствах, изложенных выше.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что подобное описание объекта закупки свидетельствует о нарушении части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1. Возложить на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения; на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.
Из пункта 6 Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:
несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальных сумм цен единиц товара, работы, услуги, максимальных значений цен контрактов (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
При этом, в соответствии с пунктом 9 Положения заказчик посредством РИС ТО формирует и направляет в уполномоченное учреждение заявку, к которой прилагает в электронной форме следующие документы, утвержденные руководителем заказчика или уполномоченным должностным лицом заказчика:
обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, максимального значения цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить);
описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (техническая часть));
проект контракта.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание) документацию об электронном аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕРИТИ" (вх. N 4767 от 19.08.2021) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка N 0366200035621004647) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 14 Закона.
2. Признать жалобу "Автодория" (вх. N 4775 от 19.08.2021) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка N 0366200035621004647) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 14 Закона.
3. Признать Заказчика нарушившим статью 14, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона путем аннулирования определения поставщика (закупка N 0366200035621004647).
5. Выдать аукционной комиссии комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035621004647.
6. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-731/2021
26 августа 2021 года |
г. Тула |
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения от 26.08.2021 по жалобам общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕРИТИ" (вх. N 4767 от 19.08.2021), общества с ограниченной ответственностью "Автодория" (вх. N 4775 от 19.08.2021) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка N 0366200035621004647), и в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному учреждению Тульской области "Тулаупрадор", государственному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" устранить нарушение статьи 14, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка N 0366200035621004647).
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0366200035621004647.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 15.09.2021.
4. Государственному учреждению Тульской области "Тулаупрадор", государственному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 15.09.2021 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 26 августа 2021 г. N 071/06/105-731/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021