Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ООО "СерверТрейд": генерального директора Вельдмантдера А.П.,
ИБРАЭ РАН : Полукарова Е.А., Кормщиковой И.В., Лазарева В.Н. (доверенность от 20.08.2021 N17),
а также Кирсановой О.С. в качестве слушателя,
рассмотрев жалобу ООО "СерверТрейд" (далее - Заявитель) на действия
ИБРАЭ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку вычислительного оборудования автоматической обработки данных (Закупка N 0373100063021000007) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.N ЕИ/50384/21 от 20.08.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе своей жалобы Заявитель указывает на неправомерное установление срока поставки, поскольку такой срок превышает срок действия контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.12.1 проекта Контракта "Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 29 декабря 2021 г.", а также в информации об источниках финансирования указано, что все финансовое обеспечение по контракту приходится на 2021 год.
При этом в Техническом задании указана следующая этапность выполнения поставки:
Исходя из условий поставки, контракт будет фактически исполнен в 2022 году, в то время как срок его действия определен до 2021 года.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанная закупка финансируется за счет бюджета на 2021 год и контракт подлежит исполнению также в 2021 году, при этом срок выполнения первого этапа поставки был сформирован некорректно в результате технической ошибки, что повлекло ошибочный вывод Заявителя о необходимости исполнения контракта в 2022 году.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы, а также о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе своей жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не размещена в составе аукционной документации проектная документация, на основе которой должна создаваться рабочая документация, либо пояснительная записка по инфраструктуре, строительный план помещения с указанием размещения оборудования и прокладки трасс и размещения электрощита и чертеж места, где планируется размещение внешних блоков.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все расходы, связанные с непосредственной подготовкой помещения, то есть строительные, ремонтные, реконструкционные работы подлежат выполнению за счет и силами Заказчика, таким образом выполнение указанных работ не требуется от поставщика. Также представитель Заказчика добавил, что вопреки доводам жалобы Заявителя, работы по монтажу электрощита в Техническом задании отсутствуют.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в том числе документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также в составе своей жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлен срок этапов поставки, что вводит участников закупки в заблуждение.
Так, в составе своей жалобы Заявитель указывает, что согласно п.9 Технического задания первый этап выполнения работ подлежит окончанию после второго этапа, что создает препятствия на этапе исполнения контракта, поскольку во избежание несанкционированного доступа к оборудованию, которое впоследствии должно быть смонтировано с оборудованием второго этапа, поставщик будет вынужден осуществить поставку товаров одномоментно, то есть с нарушением установленных сроков поставки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в случае несанкционированного доступа к оборудованию, ответственность за поставленный товар будет лежать на Заказчике, поскольку риск случайной гибели и утраты товара переходит к Заказчику после поставки товара, при этом товар считается переданным Заказчику с момента подписания акта приемки - передачи товара.
Таким образом на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование к характеристикам товара по п."Комплект коммутационного оборудования сети приложений как минимум должен удовлетворять следующим требованиям:
объем оперативной памяти > 128 и
256 Мбайт;
размер пакетного буфера > 1 и
4 Мбайт;
объем постоянного запоминающего устройства > 64 и
128 Мбайт;
количество записей MAC > 8192 и
16384 шт.", поскольку требования, установленные Заказчиком к вышеуказанному товару, могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Так, в составе своей жалобы Заявитель указывает, что установление диапазона требуемых значений по оспариваемым характеристикам не позволяет потенциальным участникам закупки предложить более современные комутаторы с улучшенными характеристиками, присутствующие в свободном доступе на товарном рынке.
Вышеуказанное, по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что установленные в Техническом задании требования к материалу корпуса являются ограничивающими и не позволяющими предложить товары в равной степени соответствующие целям и предмету закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные в Техническом задании характеристики достаточны для выполнения поставленных задач и полностью обеспечивают его потребность в надлежащем функционировании закупаемых товаров.
Таким образом на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товарам по п. "Вычислительный узел (ВУ)" соответствуют товары единственного производителя "РСК Торнадо TDN711", при этом ограничивающим возможность предложения к поставке товаров иных производителей являются:
"- Должен поддерживать возможность опциональной установки не менее 4 накопителей с интерфейсом NVMe формата EDSFF E1.S;
- Должен иметь встроенный сетевой адаптер Ethernet не менее чем с 2 портами скоростью не менее 10 Гбит/с каждый;
- Должен быть выполнен с использованием жидкостной системы охлаждения, удовлетворяющей следующим требованиям: отвод всего тепла от вычислительных узлов должен производиться с использованием жидкостного хладоносителя без требования обдува электронных компонент ВУ кондиционированным воздухом. Охлаждение должно осуществляться при помощи металлических пластин охлаждения. Охлаждающая жидкость должна двигаться внутри пластин охлаждения по каналу без соприкосновения электронных компонент с жидкостью. Поставляемые пластины должны быть электрохимически совместимы для применения в едином контуре охлаждения с деталями, содержащими сплавы на основе алюминия;
- Должен иметь не менее 2 портов USB 3.0 на передней панели;
Вычислительный узел должен иметь встроенные аппаратно-программные средства для удаленного управления и мониторинга вычислительных узлов в вычислительном комплексе, подключенные к сети управления типа Ethernet с использованием стека протоколов TCP/IP, обеспечивающие как минимум следующие функции:
- автоматическое обнаружение расположения ВУ в шкафах вычислительных систем, а также обнаружение такого изменения;
- автоматическое обнаружение порта подключения ВУ к коммутаторам сервисной сети, а также обнаружение такого изменения;
- подключение одновременно к двум шинам электропитания: основной шине питания ВУ и к специализированной выделенной шине электропитания для ИП", что, по сути, указывает на то, что свободное приобретение товаров иных производителей является невозможным, поскольку в случае обратного, у потенциальных участников закупки, в том числе у Заявителя, не возникли бы трудности при формировании своего предложения в первой части заявки, следовательно, отсутствовала бы необходимость обжалования установления Заказчиком требований к таким товарам.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона от 09.08.2021 N0373100063021000007 объектом закупки является поставка вычислительного оборудования автоматической обработки данных, согласно положениям технической части документации Заказчиком закупается:
- п.1 "Вычислительного модуля для решения задач по трехмерному гидрогеологическому моделированию, вычислительной гидрогазодинамики, многопараметрических уравнений переноса и диффузии", в состав которого входит:
· Вычислительный узел - не менее 9 шт.;
· Узел управления - не менее 1 шт.;
· Узел визуализации - не менее 1 шт.;
· Узел машинного обучения - не менее 1 шт.;
· Узел хранения данных - не менее 1 шт.;
· Сетевая инфраструктура - не менее 1 компл.;
· Программное обеспечение для управления вычислительным комплексом - не менее 1 компл.
· Комплект средств разработчика высокопроизводительных приложений - не менее 1 компл.;
· Стойка вычислителя с системой жидкостного охлаждения - не менее 1 компл.;
· Комплект стоек дополнительного оборудования с системой охлаждения воздухом - 1 компл.;
· Источник бесперебойного питания - не менее 1 компл.;
· Средства мониторинга системы жидкостного охлаждения и охлаждения воздухом - не менее 1 компл.
- п.2 "Модуля технологического резервирования вычислительного модуля", в состав которого входит:
· Вычислительный узел - не менее 27 шт.;
· Программное обеспечение для управления вычислительным комплексом - 1 компл.
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в составе технической части документации предъявлены требования к отдельным комплектующим закупаемых товаров.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику необходимо обладать документальным подтверждением такой потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что совокупности установленных требований по п."Вычислительный узел (ВУ)" соответствуют товары иных производителей, помимо "РСК Торнадо TDN711", а именно вычислительный комплекс ВВК-ЭЛСТЕ производителя ООО "Электронные Системы Технологии Оборудование". В подтверждение своей позиции на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил ссылку на официальный сайт производителя, находящийся в открытом доступе (https://elste.pro/vychislitelnyj-kompleks-vvk-elste/).
При этом Комиссия Управления отмечает, что из представленной ссылки однозначно не следует вывод о том, что технические характеристики вычислительного узла товара данного производителя соответствуют установленным Заказчиком в Техническом задании, ввиду чего указанная ссылка не может быть признана Комиссией Управления в качестве относимого и допустимого доказательства наличия на товарном рынке товаров иных производителей, помимо "РСК Торнадо TDN711", соответствующих требованиям Технического задания.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СерверТрейд" на действия ИБРАЭ РАН обоснованной в части установления срока поставки товаров, превышающего срок действия контракта, а также неправомерного установления требований к товару по п."Вычислительный узел (ВУ)".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 августа 2021 г. N 077/06/106-14881/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021