Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителя ФГБУ "ЦСП": Заливиной А.В. (доверенность от 03.03.2021 N21/Д-23),
в отсутствие представителей ООО "Круг Плюс" о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.08.2021 N ЕИ/50666/21,
рассмотрев жалобу ООО "Круг Плюс" (далее - Заявитель) на действия
ФГБУ "ЦСП" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации горячего питания. МСБК "Парамоново" (Закупка N 0373100104321000024) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного открытого конкурса в электронной форме.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.08.2021 N ЕИ/50666/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.15 ст.54.4 Закона о контрактной системе не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе, а также частями 5 и 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок,окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, установление порядка оценки по показателям 2.1.1.1. Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" и 2.1.1.2. Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки в соответствии с требованиями пункта 27 Правил оценки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок содержит следующие положения в отношении оценки показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений":
" Значимость - 50 %.
Коэффициент значимости (КЗ (1)) - 0,5.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п. 24 Правил оценки. В этом случае при оценке заявок (предложений) по такому критерию (показателю) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
КVai1 = КЗ(1) x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ (1) - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по подкритерию оценки, сделанных участниками закупки.
По данному показателю оценивается общая стоимость контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" за период с 01.01.2020 г. до даты подачи заявки (включительно), которые заключены и исполнены Участником закупки, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (договорами). Под контрактом сопоставимого объема понимается контракт (договор), стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 100 % от НМЦК.
Контракты (договоры), должны быть заключены в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подтверждается документами: информацией из Реестра контрактов, заключенных заказчиками с указанием реестровых номеров контрактов, заключенных заказчиками по результатам закупки, с указанием реестровых номеров контрактов (договоров), размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru.
Комиссия проверяет информацию из Реестра контрактов, заключенных заказчиками по результатам закупки, размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru. представленную участником закупки, на полноту сведений для оценки по данному показателю.
Оценке не подлежат контракты (договоры), оказание услуг по которым продолжается (контракты (договоры) являются незавершенными).
Заявки, в которых отсутствует информация из Реестра контрактов, заключенных заказчиками по результатам закупки, размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru., заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссией будет оцениваться сведения о контрактах (договорах), предоставленных участником закупки в соответствии с Приложением 1 (Форма 1).
Непредставление информации (сведений) по установленной Форме 1 оценивается в 0 баллов. Непредставление информации (сведений) оценивается в 0 баллов".
Также Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок содержит следующие положения в отношении оценки показателя "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений":
"Значимость - 50 %.
Коэффициент значимости (КЗ (2)) - 0,5.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п. 24 Правил оценки. В этом случае при оценке заявок (предложений) по такому критерию (показателю) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
КVai2 = КЗ(2) x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ (2) - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по подкритерию оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений"" осуществляется в зависимости от общего количества контрактов (договоров), исполненных в период с 01.01.2020 г. до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заключенных с участником закупки по итогам проведения конкурентных процедур в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подтверждающих опыт успешного оказания услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений". Под контрактом сопоставимого объема понимается контракт (договор), стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 100% от НМЦК.
Оценке не подлежат контракты (договоры), оказание услуг по которым продолжается (контракты являются незавершенными).
Наличие опыта подтверждается предоставлением сведений об исполненных контрактах. В целях однозначной идентификации и проверки членами комиссии Заказчика информации о представленных контрактах (договорах) участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить по каждому контракту (договору) реестровый номер контракта (договора), присвоенный контракту (договору) в реестре контрактов на сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), и(или) номер закупки, указанный на сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), по результатам проведения которой был заключен такой контракт (договор).
Участники также должны приложить скан-копии актов выполненных работ в соответствии с исполненными контрактами.
Комиссией будет оцениваться сведения о контрактах (договорах), предоставленных участником закупки в соответствии с Приложением 1 (Форма 1).
Непредставление информации (сведений) по установленной Форме 1 оценивается в 0 баллов. Непредставление информации (сведений) оценивается в 0 баллов".
1. По мнению Заявителя, утвержденный Заказчиком порядок оценки по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" и "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" является неправомерным в части подтверждения сведений о наличии опыта посредством представления исключительно государственных контрактов (договоров), Заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, поскольку данный опыт не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках гражданско-правовых отношений в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в связи с чем подобными предмету конкурса контрактами не могут выступать копии договоров, заключенные в рамках Федерального закона N223-ФЗ.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе при установлении по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" и "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" нестоимостного критерия оценки в части наличия у участников закупки исключительно опыта исполнения контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ без возможности предоставления копий договоров, заключенных в рамках Федерального закона N223-ФЗ, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, утвержденный Заказчиком порядок оценки по показателю Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений" является неправомерным, поскольку исходя из вышеуказанных положений к оценке принимаются исключительно контракты на оказание услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений", при этом объект данной закупки не обладает какой-либо спецификой, которая указывала бы на его исключительность и невозможность подтвердить способность их выполнения не для спортсменов сборных команд России по различным видам спорта на спортивных объектах по направлению "Спорт высших достижений".
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, указывающих на то, что требуемые к оказанию услуги обладают какой-либо уникальной спецификой, которая присуща исключительно по организации питания для спортсменов сборных команд России.
Комиссия Управления отмечает, что в данном конкретном случае достаточным может считаться опыт по оказанию услуг по организации питания по системе "Шведский стол" для спортсменов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установленный порядок оценки никоим образом не способствует определению наиболее квалифицированного исполнителя.
3. Согласно доводам жалобы установленное в конкурсной документации требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ исключительно с 01.01.2020, то есть менее года до даты подачи заявки является неправомерным и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что из совокупного толкования положений Закона о контрактной системе, в частности ст.37, ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, а также положений иных нормативных актов в сфере контрактной системы, например, постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", усматривается, что разумным сроком по смыслу законодателя для подтверждения опыта является трехлетний срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что с учетом сложности организации процесса питания именно для спортсменов в связи с необходимостью соблюдения специального рациона и меню для каждой сборной команды по различным видам спорта в отдельности, а также с учетом постоянных изменений в этой области и сложившейся санитрано-эпидемиологической обстановки для надлежащего исполнения контракта необходим соответствующий опыт оказания услуг с учетом современных тенденций организации питания, полученный в рамках исполненных за указанный период контрактов.
Кроме того, по мнению представителя Заказчика, установление единого временного периода, во время которого контракты должны быть заключены и исполнены, позволяет объективно сопоставить предложения участников закупки в рамках единых условий и оценить актуальный опыт по оказанию соответствующих услуг.
Также в составе жалобы Заявитель указывает на то, что по оспариваемому критерию оценки Заказчиком установлено следующее: "Под контрактом сопоставимого объема понимается контракт (договор), стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 100 % от НМЦК", что является неправомерными и противоречат Правилам оценки заявок.
Согласно пп. "б" п.27 Правил показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Комиссия Управления отмечает, что установление минимально допустимой цены контракта, представление которого возможно в рамках подтверждения опыта участника закупки, в размере 100 % от начальной (максимальной) цены контракта отражает аналогичный объем, что не является категорией равнозначной понятию "сопоставимый объем".
Так, вышеуказанный порядок оценки лишает возможности представления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, сопоставима с начальной (максимальной) ценой контрактов рассматриваемых закупок, в частности с учетом возможного снижения в ходе их проведения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы, а также о нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Круг Плюс" на действия ФГБУ "ЦСП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.З. Касимова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 августа 2021 г. N 077/06/106-14976/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021