Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.З. Касимовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБОУ ВО "Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина", ООО "ТРИУМФ",
рассмотрев жалобу ООО "ТРИУМФ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина" (далее-Заказчик)
при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина" (Закупка N 0373100099821000015) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе, а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров и их стран происхождения, поскольку объектом закупки является выполнение работ по ремонту.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п.6.3 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование страны происхождения товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (Приложение N 2 к ТЗ), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Приложении N2 к Техническому заданию приведен перечень требуемых к поставке товаров. К таким товарам отнесены, например, "Усилитель трансляционный зональный", "Микрофон настольный", "Беспроводной микрофон", "Интерактивная доска" и т. д., при этом п.5.2.5 Технического задания оговорено, что оказание услуг включает в себя замену неремонтопригодного оборудования на новое из обменного фонда Исполнителя. Также п.7.7 Технического задания предусмотрено, что в отношении поставляемого товара (в том числе оборудования), требования к которому установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию, Подрядчик передает Заказчику сопроводительные товарные накладные или акты приема-передачи, необходимые Заказчику для принятия к бухгалтерскому учету.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
П.1 приказа Министерства Финансов России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н) установлены следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к настоящему приказу N126н.
Кроме того, Комиссия управления дополнительно отмечает, что п.5.8 Информационной карты аукционной документации установлены положения в соответствии с приказом N126н, что как самостоятельный факт свидетельствует о применении Заказчиком нормативного регулирования, относящегося исключительно к поставляемым товарам.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика в части отнесения указанных в Приложении N2 к Техническому заданию товаров к поставляемым.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
В жалобе Заявитель указывает, что установленное Заказчиком описание закупаемых товаров не соответствующие описанию в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (далее - КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил исполльзования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Так в составе жалобы Заявитель указывает на наличие неправомерных требований к товарам по п. "Интерактивная доска", п. "Микрофон настольный". Например, для товара п. "Интерактивная доска" установлены следующие требования не предусмотренные КТРУ "Контрастность", "Интерфейсы", "Объем оперативной памяти (ОЗУ)", "Яркость", "Тип сенсора", "Версия операционной системы", "Минимальный размер объекта", "Объем внутренний памяти (ПЗУ)", "Время отклика", что вводит участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в соответствии с требованиям п.6 Правил использования КТРУ в аукционной документации размещено обоснование использования дополнительных характеристик, отличных от установленных в КТРУ, в том числе по п. "Интерактивная доска", п. "Микрофон настольный", что указывает на отсутствие в действиях Заказчика противоречий Правилам использования КТРУ и Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Заявителем указано, что Заказчиком опубликовано неправомерное обоснование невозможности применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878).
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с п.4 постановления N878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В силу п.5 постановления N878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления N878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением N878, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (далее - Порядок).
В соответствии с п.2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с п.3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что заказчиком опубликованы следующие обоснования невозможности применения положений Постановления N878 для товара по п. "Усилитель трансляционный зональный": "Подпункт "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878".
Вместе с тем, по мнению Заявителя, вышеуказанное обоснование является неправомерным, поскольку в едином реестре российской радиоэлектронной продукции содержатся реестровая запись в отношении усилителя кабельный многоканальный УКМ-6100 производства НП ЗАО "РЭКО-ВЕК", что указывает на наличие класса усилитель в реестре.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что закупаемый товар "Усилитель трансляционный зональный" предназначен для усиления мощности электрических звуковых сигналов. Он необходим при трансляции фоновой музыки, голосовых объявлений, сигналов тревоги на большой территории. Именно площадь пространства служит главным фактором, требующим использования усилителя. При этом указанный Заявителем товар "Усилитель кабельный многоканальный УКМ-6100" предназначен для компенсации затухания частотной коррекции сигналов в кабельных линиях связи, а также для нормирования уровня сигнала в каналах тональной частоты и применяется в составе аппаратуры для организации аудио-конференций (селекторных совещаний) по аналоговым и цифровым каналам связи, что свидетельствует о прямом несоответствии назначения указанного товара требованиям заказчика.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений опровергающих возражения Заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении законодательства о контрактной системе при формировании требований к поставляемым и используемым при выполнении работ товарам. В обоснование своих доводов Заявитель указывает, что Приложение N 1 к Техническому заданию (Локальная смета) содержит множество товаров, к которым Заказчик не предъявляет требований о предоставлении конкретных показателей, что вводит в заблуждение участников закупки и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поставляемые товары определены в Приложении N 2 к Техническому заданию. При этом товары, указанные в Приложении N1 к Техническому заданию, требования к которым не предъявлены в аукционной документации, не могут быть классифицированы как "поставляемые", поскольку такие товары используются при выполнении работ и передаются Заказчику в составе результата работ и не подлежат отдельной приемке и постановке на бухгалтерский учет.
Кроме того, законодательство о контрактной системе не воспрещает предъявление требований о представлении исключительно согласия в отношении каких-либо товаров, которые возможно отнести к поставляемым, однако для которых у Заказчика отсутствует необходимость в установлении требований к конкретным показателям характеристик.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих невозможность формирования заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также в составе жалобы Заявитель указывает на наличие неправомерных требований к товару по п. "Модуль для подключения кабелей": "Тип порта VGA: [5-контактный]", тогда как в соответствии с открытыми источниками тип порта VGA имеет 15 контактный разъем.
Кроме того Заявитель указывает на установление дублирующих требований к товару по п. "Профессиональный дисплей": "Количество пикселей по горизонтали: 2160; 1080 пиксель", "Разрешение: [FHD] или [4К]", поскольку зная количество пикселей по горизонтали и вертикали Заказчик доподлинно становиться известно разрешение экрана, что делает параметр "Разрешение: [FHD] или [4К]" излишним.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТРИУМФ" на действия ФГБОУ ВО "Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 августа 2021 г. N 077/06/106-15069/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021