Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ имени В.П. Демихова ДЗМ": Кузнецова К.М. (по дов. N б/н от 27.08.2021),
ООО "Конструктив": Трофимука В.В. (по дов. N б/н от 24.08.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Конструктив" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ имени В.П. Демихова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж штор медицинских потолочных для нужд ГБУЗ "ГКБ имени
В.П. Демихова ДЗМ" (закупка среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (Закупка
N 0373200100121000449) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.
N ЕИ/51313/21 от 25.08.2021, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно не указан код позиции в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в настоящий момент КТРУ не содержит позиции для медицинских потолочных штор, в связи чем для требуемых к поставке товаров код КТРУ Заказчиком не установлен и Заказчик при описании объекта закупки руководствовался ст.33 Закона о контрактной системе, что предусмотрено п.7 Правил использования КТРУ.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не указан код КТРУ, устанавливающий описание требуемых к поставке медицинских потолочных штор.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В своей жалобе Заявитель также указывает на то, что указание Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД2 32.50.30.119 "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" послужило основанием для не установления в документации об аукционе запретов и ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства от 30 апреля 2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчику надлежало установить код ОКПД2 13.92.22.120 "Навесы и маркизы (шторы от солнца)" с последующим установлением запрета согласно положениям Постановления N 616.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что код ОКПД2 13.92.22.120 "Навесы и маркизы (шторы от солнца)", на который указывает Заявитель, однозначно не соответствует товару, закупаемому Заказчиком, а именно "медицинские потолочные шторы", поскольку очевидно, что навесы и маркизы являющиеся шторами от солнца предназначены исключительно в целях защиты помещений от солнечного света и не являются медицинскими потолочными шторами.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также согласно доводам жалобы Заказчиком проводится закупка медицинских изделий, вместе с тем, Заказчиком не установлено обязательного требования о предоставлении в составе заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Согласно п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Комиссией Управления установлено, что требования к составу второй части заявки установлены в п.18.2 Информационной карты аукционной документации, пп. 3 которого определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, предусмотренные п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, без указания на представление в составе заявки каких-либо конкретных документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара, требованиям установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что выбранному коду ОКПД2 32.50.30.119 соответствует лишь один товар, имеющий регистрационное удостоверение, следовательно установление требования о предоставлении регистрационного удостоверения ограничит число потенциальных участников закупки, и, как следствие, конкуренцию.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что объектом закупки является поставка и монтаж штор медицинских потолочных, что также установлено проектом контракта, при этом в противоречие этому в аукционной документации не установлено требование о представлении в составе второй части регистрационного удостоверения на поставляемый товар, а именно на медицинские потолочные шторы.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлено требование о предоставлении участниками закупки во вторых частях заявок регистрационных удостоверений, что противоречит наименованию объекта закупки "поставка и монтаж медицинских потолочных штор", выбранному коду ОКПД2 32.50.30.119 "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" и проекту контракта, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Также Заявитель указывает, что совокупности требований установленных Заказчиком в технической части аукционной документации наиболее соответствующим является товар Green Days, производства Kawashima Selkon Tetxilles Co Ltd, Япония, поскольку товары данного производителя имеются в государственном реестре медицинских изделий (ФСЗ 2009/05457, Шторы антибактериальные), однако данные шторы, по мнению Заявителя, не являются влагостойкими, что не соответствует технической части.
Не согласившись с доводами жалобы Заявителя представитель Заказчика пояснил, что согласно информации из сети "Интернет" вышеуказанные шторы являются водонепроницаемыми, что по своей сути тождественно понятию "влагостойкий".
Обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако ни на заседании Комиссии Управления, ни в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, при установлении требования о том, что шторы должны быть влагостойкими.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком положениями документации установлен запрет, предусмотренный Постановлением N616.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п.14.3 Информационной карты установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, на основании Постановления N 616, а также пп.5 п.18.2 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки участника закупки должна содержать, в том числе, выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров.
Согласно п.1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N616 (далее - Перечень).
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении закупки Заказчиком закупаются товары с кодом ОКПД2: 32.50.30.119, при этом, данный код не включен в Перечень, ввиду чего на требуемые к поставке товары запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не распространяется.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.3 ст.14, ч.10 ст.42, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N616, поскольку выбранный Заказчиком код ОКПД2 32.50.30.119 "Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" не включен в перечень, предусмотренный постановлением N616.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Конструктив" на действия ГБУЗ "ГКБ имени В.П. Демихова ДЗМ" обоснованной в части неустановления однозначных требований к объекту закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, ч.10 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии П.А. Ступченко
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 августа 2021 г. N 077/06/106-15115/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021