Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ФГКУ "Специальное Управление ФПС N 100 МЧС России": Е.С. Рябовой,
в отсутствие представителей ООО "Монолит", о времени и порядке проведения заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/51547/21 от 26.08.2021,
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Специальное Управление ФПС N 100 МЧС России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по капитальному ремонту здания пожарного депо,
расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский Муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, село Усово, "Огарево (пожарное депо)" (Закупка N 0373100065421000003) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/51547/21 от 26.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе своей жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в проекте контракта, размещенного в составе аукционной документации, установлена ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без учета изменений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042".
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Порядок определения размера штрафа установлен постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - постановление Правительства N 1042).
Комиссией Управления установлено, что указанными правилами в действующей редакции с учетом изменений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042" установлено, в частности следующее:
П.11 "Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта";
П.12 "Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта установлено следующее положение:
"9.6 Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом на основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчик при формировании проекта государственного контракта неправомерно не учел положения ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу с п.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в ч.1 или 2 ст.37 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 18.08.2021 N0373100065421000003 начальная (максимальная) цена контракта составляет 55 730 607,00 руб.
П.6.4 проекта государственного контракта установлено следующее: "Контрактом предусмотрена выплата авансового платежа в размере 2% от цены Контракта.
Оплата аванса производится за каждый этап (кроме последнего) согласно графику оплаты в соответствии с Приложением N 8 к проекту Контракта, согласованному сторонами на подготовительном этапе (часть 1 технического задания):
- по 1 этапу: в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня приемки объекта (части объекта) к производству работ и подписания акта по форме Приложения N 2 к проекту Контракта;
- по последующим этапам (кроме последнего): в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня начала выполнения этапов работ, согласованных сторонами на подготовительном этапе согласно техническому заданию в Приложении N 9 к Контракту.
Сумма выплаченного аванса в совокупности по всем по этапам не должна превышать 2% цены Контракта.
Окончательная оплата по этапам производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня выполнения этапа работ согласно Приложению N 9, и подписания Сторонами оформленных в соответствии с требованиями Контракта и представленных Подрядчиком расчетно-платежных документов: (счет, счет-фактура, акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3) за каждый выполненный и принятый Заказчиком этап работ в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически выполненных работ, подтвержденных в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа (в случае, если выполнение этапов работ будет осуществляться последовательно) или суммой, рассчитанной как произведение размера авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически выполненных работ по этапам, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают. Основанием для оплаты является подписанный сторонами акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Оплата по последнему этапу производится в полном размере в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ (последнего этапа работ) без выплаты аванса.
Изменение размера аванса осуществляется по соглашению Сторон".
Вместе с этим в аукционной документации предусмотрены следующие положения:
"15.3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
15.4. В случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается с учетом положений главы XVII настоящей документации.
17.1. Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в части II "Информационная карта", но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
17.2. Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в пункте 17.1 настоящей документации, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также в составе жалобы Заявителем указано, что проектом государственного контракта предусмотрены следующие положения: "п.9.4 (сноска 5) Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Договором (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления правительства российской федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", за ненадлежащее исполнение обязательств Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем):
- 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 1 процент цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
- 0,4 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
- 0,3 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
- 0,25 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
- 0,2 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
- 0,1 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 10 млрд. рублей".
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Вместе с тем в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1011 утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - Правила). Согласно данным изменениям, при определении размеров штрафов в соответствии с указанными выше Правилами не используются слова "в виде фиксированной суммы, определяемой". Однако в вышеуказанном положении проекта контракта Заказчиком указано, что размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в установленном порядке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.37 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия ФГКУ "Специальное Управление ФПС N 100 МЧС России" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.5, ч.8, п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Н.А. Узкий
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 августа 2021 г. N 077/06/106-15234/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021