Резолютивная часть решения оглашена 02 сентября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
от уполномоченного органа - администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики -
в отсутствие представителя ООО "СтройРегион 21", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев информацию ООО "СтройРегион 21" о нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступила информация ООО "СтройРегион 21" о нарушении заказчиком и
уполномоченным органом законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по благоустройству Бульвара по ул. 10-й Пятилетки (участок от ул. Восточная до ул. Воинов-интернационалистов) (N0115300022721000133).
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Согласно извещению N 0115300022721000133 Заказчиком, осуществляющим закупку, выступило Управление городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, Уполномоченным органом выступила Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики.
07.07.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115300022721000133 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по благоустройству Бульвара по ул. 10-й Пятилетки (участок от ул. Восточная до ул. Воинов-интернационалистов), с начальной (максимальной) ценой контракта 6 600 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном конкурсе.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Стоимостной критерий - 60 %. Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Нестоимостной критерий - 40 %. Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно конкурсной документации при оценке заявок по нестоимостному критерию оцениваются предложения участников закупки по следующим показателям:
- а) опыт участника по выполнению Работ сопоставимого характера и объема.
- б) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ.
По показателю критерия "опыт участника по выполнению Работ сопоставимого характера и объема" оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в количестве представленных контрактов (договоров), соответствующих условиям настоящего порядка оценки заявок), исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника.
Под выполнением работ сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договоры), исполненные участником закупки в указанный в показателе период без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника, с ценой каждого контракта (договора) не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке связанные с выполнением работ по разработке проектно-сметных документаций по благоустройству территорий.
Наряду с этим, согласно конкурсной документации по показателю критерия а) конкурсной комиссией оцениваются успешно исполненные контракты (договоры.) При этом под успешным исполнением контрактов (договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам).
При этом, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по критерию а) ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по критерия а).
Вместе с тем, требование в порядке оценки конкурсной документации по показателю критерия а) о предоставлении контрактов/договоров, заключенных за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, является ненадлежащим, коротким сроком, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса, так как специализированные услуги (работы), установленные контрактом, способны выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ООО "СтройРегион 21" о начальной (максимальной) цене контракта, Комиссия Чувашского УФАС России оставляет без рассмотрения в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, по смыслу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе вопросы в отношении определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителе), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, являются объектом контроля органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В рамках полномочий, определенных законодательством о контрактной системе антимонопольный орган, в части эффективности расходования бюджетных средств, контрольными функциями не наделен.
В связи с вышеизложенным, Чувашское УФАС России для проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта вышеуказанной закупки, направляет в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информацию ООО "СтройРегион 21", для рассмотрения в рамках наделенных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате поступившей информации нарушений законодательства о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что между заказчиком и ООО "НИИ ПТиЭС" заключен контракт N14, выдать заказчику предписание об устранении нарушения Комиссия не представляет возможным в связи с наличием обязательных правоотношений.
Исследовав представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - Управления городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, уполномоченного органа - администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики нарушение пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по благоустройству Бульвара по ул. 10-й Пятилетки (участок от ул. Восточная до ул. Воинов-интернационалистов) (N0115300022721000133).
2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.
3. Направить настоящее решение в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 3 сентября 2021 г. N 021-06-99-892-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021