Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
"_", заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителей сторон:
Заявителя - ИП "_" (далее - ИП "_", Заявитель, Податель жалобы):
- "_", на основании доверенности N 1 от 30.08.2021 г;
без участия государственного Заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Хакасия" (далее - Заказчик, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Хакасия"), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП "_" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Хакасия" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд поликлиники ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Хакасия" в 2021 году (закупка N 0380100007221000074) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении Аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации, а также неправомерное признание заявки ООО "Телемедика", предложившего к поставке "Комплекс Астрокард" с регистрационным удостоверением N ФСР 2009/05989, производства АО "Медитек", соответствующей.
Заказчик представил в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы, в которых указал, что аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и положениями аукционной документации.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, устно пояснив обстоятельства дела.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 131 300,00 рублей;
3) источник финансирования - Федеральный бюджет 2021 г. (КБК: 18809010840492501244);
4) способ определения поставщика - Аукцион;
5) документация об аукционе утверждена Начальником ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Хакасия" "_";
6) дата и время начала подачи заявок 09.08.2021 15:06;
7) дата и время окончания подачи заявок 17.08.2021 23:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 18.08.2021;
9) дата и время проведения аукциона 19.08.2021;
10) на участие в Аукционе подано 3 заявки, все участники допущены к участию в Аукционе;
11) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подано 3 участниками, последнее предложение - 127 361,00 руб.;
12) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки двух участников аукциона признаны соответствующими установленным требованиям аукционной документации.
Заявка с идентификационным номером 64 - ИП "_" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме на основании части 6.1 статьи 66 3акона о контрактной системе (в соответствии пп.5 п.15.2 документации об электронном аукционе указано "документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; Декларация о стране происхождения товара. Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878)". На основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе отсутствие копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным |в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром));
13) участник, с которым по результатам проведения процедуры закупки будет заключен контракт - ООО "Жираф Медикал Групп";
14) на момент рассмотрения жалобы Контракт не заключен.
В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно извещения и пункта 6.11 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N 878), а также подпунктом 5 пункта 15.2 информационной карты установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: "документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
Декларация о стране происхождения товара.
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878)".
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным ст.9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 69 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В свою очередь, частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям установленным документацией об аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены требования на поставку регистратора амбулаторного для длительного мониторинга артериального давления.
Комиссией установлено следующее:
- участник закупки ИП "_" (Заявитель) предложил к поставке Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД "Медиком-комби", производитель: ООО "Медиком". При этом, декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи в составе заявки представлена не была;
- участник закупки ООО "Телемедика" предложил к поставке оборудование Комплекс аппаратно - программный суточного мониторирования ЭКГ и АД "Холтеровский анализ - АстрокардR", производитель: АО "Медитек". В составе заявки была представлена декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи (номер реестровой записи РЭ-710/21 от 21.04.2021 г.);
- участник закупки ООО "Жираф Медикал Групп" предложил к поставке оборудование Комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ", производитель: ООО "Петр Телегин". В составе заявки была представлена декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи (номер реестровой записи РЭ-1022/21 от 20.05.2021 г.).
В связи с изложенным, у Заказчика имелись все основания для применения положений пункта 3 Постановления Правительства РФ N 878.
Таким образом, заявка участника закупки ИП "_" правомерно была отклонена аукционной комиссией Заказчика.
Комиссией также установлено, что в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки регистрационного удостоверения на предлагаемое к поставке медицинское изделие.
Вместе с чем, аукционная комиссия Заказчика, которая в силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе исключительно на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе (то есть ограничена условиями аукционной документации и не вправе выходить "за рамки" утвержденной документации), не имела оснований, указанных в части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, для признания заявки ООО "Телемедика" не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком Аукционе, и правомерно приняла решение о соответствии участника электронного аукциона ООО "Телемедика" и его заявки положениям документации об электронном аукционе, поскольку в аукционной документации отсутствовало требование о предоставлении во второй части заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие и, следовательно, у аукционной комиссии отсутствовала обязанность по рассмотрению представленного регистрационного удостоверения и содержащейся в нем информации, в том числе на предмет представления участником недостоверной информации.
На основании изложенного, жалоба является необоснованной.
Комиссией антимонопольного органа в рамках внеплановой проверки установлено следующее.
1. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий", документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В пункте 15.2 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. Однако Заказчиком не установлено, копии каких именно документов необходимо представить.
Таким образом, отсутствие в аукционной документации требования о наличии в составе второй части заявки документов или информации, подтверждающих наличие регистрационного удостоверения на поставляемое медицинское изделие, является нарушением требований пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В пункте 2.2 проекта контракта установлено, что в случае если контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта, что не соответствует и нарушает требования, указанные в действующей на момент размещения закупки редакции пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, допустившего указанное нарушение, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, заказчик при разработке документации об аукционе должен чётко и однозначно сформулировать все её условия, в том числе корректно и однозначно прописать положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность её вариативного понимания, соответственно, - субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, аукционной комиссией Заказчика.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и чёткие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел чёткое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.
Из изложенного следует, что в целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске участников к участию в электронном аукционе, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально чётко и конкретно сформулировать свои требования относительно объекта закупки и требования к описанию такого объекта участниками закупки в своих заявках.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции рассматриваемой аукционной документации не содержат чётких и конкретных требований по заполнению заявки.
В пункте 15.3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты Заказчиком в том числе указано следующее:
"При заполнении первой части заявки показатели характеристик поставляемого товара указываются в соответствии с техническим заданием - (Приложение N1 к документации об электронном аукционе).
Установлено, что Приложением N 1 к документации об электронном аукционе является "Образец платежного поручения", а не техническое задание аукционной документации.
Кроме того, в инструкции также указано: Конкретными показателями являются все показатели товара, позволяющие определить его соответствие требованиям заказчика, а также количество товара".
Вместе с тем, требование к количеству товара не относится и не могло быть отнесено к функциональным, техническим и качественным параметрам, то есть, изменение количества товара не несет за собой изменений технических или функциональных параметров, а также иных свойств товара, поскольку в названном случае указание Заказчиком требований к количеству товара является условием поставки товара, а не его функциональным или техническим параметром.
Таким образом, указание Заказчиком в инструкции, что конкретными показателями является в том числе количество товара, является несостоятельным и противоречащим Закону о контрактной системе и аукционной документации.
Следовательно, потенциальные участники аукциона лишены четкого и однозначного понимания того, какие требования установлены Заказчиком по заполнению заявки.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроках и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В свою очередь, Заказчиком в извещении и в пункте 7.4 информационной карты ограничение участия в определении Поставщика не установлены.
Согласно пункта 10.1 проекта контракта Заказчиком установлено следующее:
"Поставщик при заключении Контракта должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 5% цены контракта. В случае, если предложенная Поставщиком цена Контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения Контракта предоставляется в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, пунктом 11 информационной карты аукционной документации установлено в том числе следующее: "Размер обеспечения государственного Контракта устанавливается в размере 5% от цены Контракта, по которой в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ заключается контракт".
Таким образом, поскольку заказчиком не установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которого участниками закупки могут быть только СМП и СОНКО, то размер обеспечения исполнения контракта следует устанавливать в соответствии с частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе от начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, указанный в пункте 10.1 проекта контракта и пункте 11 информационной карты аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего размер обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. На основании пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 10.7 проекта контракта Заказчиком указано:
"Исполнение контракта, гарантийных обязательств может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
При этом срок исполнения Поставщиком обязательств по контракту - в течение 20 рабочих дней с момента заключения Контракта (пункт 5.1 проекта контракта), а срок действия контракта - по 30.11.2021 (пункт 12.1 проекта контракта).
Таким образом, поставив в зависимость расчет срока действия банковской гарантии от срока действия контракта, Заказчик тем самым, возлагает на поставщика дополнительные расходы по предоставлению банковской гарантии на больший срок, чем предусмотрено Законом.
Следовательно, указанное в пункте 10.7 проекта контракта условие о сроке действия банковской гарантии, превышающем срок действия контракта на один месяц, не соответствует и нарушает требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение выдать Заказчику и его комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку такие нарушения являются существенными и могут повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "_" необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Хакасия" нарушившим пункт 2 части 13 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 5 статьи 66, части 3 и 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Государственному заказчику и его комиссии, а также оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Хакасского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 1 сентября 2021 г. N 019/06/69-851/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021