Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
От заказчика - Войсковая часть 6767:
- Новиков Иван Валентинович (представитель по доверенности);
- Елистратов Семен Сергеевич (представитель по доверенности);
От Общества с ограниченной ответственностью "Инженерное обеспечение":
- Георгиев Федор Юрьевич (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инженерное обеспечение" и материалы дела N 027/06/64-1097/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Инженерное обеспечение" на действия заказчика - Войсковая часть 6767 (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому содержанию и эксплуатации объектов коммунального назначения. (извещение N 0322100018821000002).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при составлении конкурсной документации, а именно: в извещении, аукционной документации неправомерно не установлено требование о наличии лицензии, дающей право на эксплуатацию опасных производственных объектов.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100018821000002 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 26.08.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: техническое содержание и эксплуатация объектов коммунального назначения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 465 344,62 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 17.08.2021 13:27 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 26.08.2021 10:00 (МСК+7).
В ходе проведения проверки Заказчиком, представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым заказчик считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/64-1097/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, предусматривающие, в частности, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение N1661).
Согласно п. 4 Положения N1661 лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия) являются, помимо прочего, следующее:
- наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах (пп. "а");
- наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительные заключения экспертизы промышленной безопасности), внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пп. "б");
- соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании" (пп. "в").
В свою очередь п. 5 Положения N1661 установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах;
б) эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса).
Согласно п. 11 Положения N1661 соискатели лицензии, лицензиаты, намеренные осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в части работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленный особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 и подпунктом "б" пункта 8 настоящего Положения, вправе представить в лицензирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ.
Из приведенных положений Закона N99-ФЗ, Положения N1661 следует, что необходимым условием для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах, а также эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса).
Таким образом, получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности предусматривает в качестве обязательных требований к лицензиату предъявление (указание) соответствующих опасных производственных объектов, а также предоставление соискателями лицензии, лицензиатами, намеренными осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в части работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, в лицензирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ.
В рассматриваемом случае объектом закупки является техническое содержание и эксплуатация объектов коммунального назначения.
Как обоснованно отмечает Заявитель в поданной жалобе, часть II "Технической части" аукционной документации, наравне с иными работами по техническому обслуживанию, содержанию и эксплуатацию объектов коммунального назначения заказчика, предусматривает работы по эксплуатации газовой котельной, газопровода высокого давления и резервуарной установки.
Вместе с тем, исходя из приведенных нормативных положений, получение права участника закупки осуществлять соответствующие работы по эксплуатации объектов заказчика (газовой котельной, газопровода высокого давления и резервуарной установки) возможно в случае заключения государственного контракта с заказчиком, в связи с чем признаются необоснованными доводы жалобы о необходимости предъявления соответствующего требования к участникам закупки на этапе подачи заявки на участие в закупке.
Следовательно, жалоба Заявителя признается необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления закупки уполномоченным учреждением, заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 18.08.2021 NРД1, от от 18.08.2021 NРД2.
В нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе указанные запросы на разъяснения положений документации не содержат предмета запроса.
Кроме того, из запроса на разъяснение положений документации следует, что заказчик, разъясняя положения действующей аукционной документации, указал, что участнику аукциона, признанному победителем, необходимо оформить соответствующую лицензию в срок до 01.01.2022 года (п. 3 разъяснений). В ином случае заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе (расторжении) государственного контракта (п. 5 разъяснений).
Вместе с тем, в п. 1.3 "Особые условия" Раздела 3. "Эксплуатация и техническое обслуживание теплового хозяйства" Части II "Техническое задание" указано следующее:
"Организация, осуществляющая техническое обслуживание оборудования газовой котельной, обеспечит ее бесперебойную работу по проектным характеристикам: теплоноситель в системе отопления - вода по отопительному графику 90-70°С, в системе горячего водоснабжения 60-55°С. В случае аварийного отключения котельной обслуживающая организация обязуется незамедлительно приступить к устранению причины аварийного отключения и привести в рабочее состояние: в летнее время - в течение 4-х часов, в зимнее время - в течение 2-х часов с момента аварийного отключения. Расходные материалы, необходимые для осуществления технического обслуживания оборудования газовой водогрейной котельной приобретаются обслуживающей организацией, их стоимость учтена в стоимости услуг. В случае отсутствия лицензии на отдельные виды работ, подрядная организация привлекает организацию, имеющую лицензию на выполнение данных работ, стоимость этих работ учтена в стоимости услуг". |
Таким образом, заказчиком в ответ на запрос разъяснений положений документации дано разъяснение документации, устанавливающее не предусмотренную аукционной документацией обязанность исполнителя по получению лицензии, а также противоречащее вышеуказанному положению аукционной документации о праве подрядной организации привлекать иные организации, имеющие лицензию на выполнение отдельных видов работ.
Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, указанные разъяснения, положений аукционной документации, размещенные публично в Единой информационной системе в сфере закупок, изменяют суть имеющейся аукционной документации, могут вводить в заблуждение участников закупки относительно установленных заказчиком требований и обязанностей к исполнителю государственного контракта.
Указанные нарушения образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, уполномоченному учреждению предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе торгов, аннулирования данных разъяснений положений аукционной документации, продления срока подачи заявок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инженерное обеспечение" на действия заказчика - Войсковая часть 6767 (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому содержанию и эксплуатации объектов коммунального назначения. (извещение N 0322100018821000002) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Войсковая часть 6767 нарушившими требования ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчика - Войсковая часть 6767 предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе торгов, аннулирования данных разъяснений положений аукционной документации, продления срока подачи заявок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 августа 2021 г. N 7-1/424
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021