Резолютивная часть решения оглашена "30" августа 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "1" сентября 2021 года. г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
администрации Первомайского района Тамбовской области <_>,
ООО "Юнирост" <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области <_>,
в присутствии на рассмотрении дела 27.08.2021 генерального директора ООО "Авалон-строй" <_.>,
рассмотрев посредством системы видеоконферец-связи жалобу ООО "Юнирост" (далее - Заявитель) действия аукционной комиссии администрации Первомайского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг строительного контроля на объекте: "Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки. Подъездная дорога к площадке Откорм 17", расположенная по адресу: Тамбовская область Первомайский район, с/с Старокленский (извещение N 0164200003021002476) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 06.08.2021 опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164200003021002476 о проведении электронного аукциона на оказание услуг строительного контроля на объекте: "Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки. Подъездная дорога к площадке Откорм 17", расположенная по адресу: Тамбовская область Первомайский район, с/с Старокленский (далее - Аукцион).
Заказчик - администрация Первомайского района Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 626 010 руб.
По окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 6 заявок от участников закупки, которые были допущены к аукциону. Данное решение оформлено протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.08.2021.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 18.08.2021 принято решение о признании вторых частей 5 заявок участников - ООО "Авалон-Строй" (заявка N 2), АО "Инжсоцпроект" (заявка N 1), ООО "ДСК" (заявка N 6), ООО "Юнирост" (заявка N 4), ООО "Стройпроектсервис" (заявка N 5) соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе. Победителем закупки признано ООО "Авалон-Строй" (заявка N 2) с предложенной ценой контракта 682 762,60 рублей.
ООО "Юнирост" (заявка N 4), не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Заявитель сообщает, что в соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации. Кроме того, уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль. Вышеперечисленные участники Аукциона не соответствуют требованиям, установленным чч. 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ, п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку согласно сведениям из Единого реестра членов СРО данные участники не имеют второй уровень ответственности членов саморегулируемой организации, а имеют первый уровень ответственности СРО. ООО "Юнирост" имеет третий уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО, поэтому заявка данного участника должна быть признана соответствующей требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение дела N 068/06/31-705/2021 проводилось 27.08.2021, продолжилось 30.08.2021 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика и Уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7. ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении Аукциона определено, что единые требования к участникам (в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) указаны в пункте 20 Информационного паспорта Аукциона и разделе N 5 документации об аукционе.
В пункте 20 Информационного паспорта Аукциона определено: "Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не установлены".
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 18.08.2021 аукционной комиссией Заказчика принято решение о признании вторых частей заявок участников - ООО "Авалон-Строй" (заявка N 2), АО "Инжсоцпроект" (заявка N 1), ООО "ДСК" (заявка N 6), ООО "Юнирост" (заявка N 4), ООО "Стройпроектсервис" (заявка N 5) соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе. Победителем закупки признано ООО "Авалон-Строй" (заявка N 2) с предложенной ценой контракта 682 762,60 рублей.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что участники закупки ООО "Авалон-Строй" (заявка N 2), АО "Инжсоцпроект" (заявка N 1), ООО "Стройпроектсервис" (заявка N 5) имеют выписки СРО с первым уровнем ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО. Участник закупки ООО "ДСК" не является членом СРО. ООО "Юнирост" имеет второй и третий уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для признания вторых частей заявок ООО "Авалон-Строй" (заявка N 2), АО "Инжсоцпроект" (заявка N 1), ООО "ДСК" (заявка N 6), ООО "Юнирост" (заявка N 4), ООО "Стройпроектсервис" (заявка N 5) соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, поскольку в документации об Аукционе не были установлены требования к участникам о членстве в СРО с опытом по выполнению работ, являющегося предметом закупки, и об уровне ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России признает жалобу Заявителя необоснованной.
2. Комиссия Тамбовского УФАС России при проведении внеплановой проверки установила в действиях Заказчика при формировании документации об Аукционе нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в следующем.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны быть представлены в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте "Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки. Подъездная дорога к площадке Откорм 17, расположенная по адресу: Тамбовская область Первомайский район, с/с Старокленский".
Как указывалось выше, в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки (в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации с опытом по выполнению работ, являющегося предметом закупки, и об уровне ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Исходя из положений ч. 2 ст. 53 ГрК РФ и письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.02.2021 N 5265- ТБ/02 уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Кодекса.
В соответствии с частью 10 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Таким образом, исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов саморегулируемой организации должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
В рассматриваемом случае строительный контроль осуществляется на объекте "Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки. Подъездная дорога к площадке Откорм 17, расположенная по адресу: Тамбовская область Первомайский район, с/с Старокленский", цена которого согласно сведениям ЕИС составляет 70 921 604 рублей, в связи с чем юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющее намерение выполнять по договору строительный контроль, должны соответствовать второму уровню ответственности СРО.
Однако, Заказчиком в извещении и документации об Аукционе не установлено требование к участникам о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации с опытом по выполнению работ, являющегося предметом закупки, и об уровне ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов СРО. Указанное обстоятельство не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе привело к нарушению отбора участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания в рассматриваемом случае.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
\
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнирост" необоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию Первомайского района Тамбовской области нарушившей часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии С.В. Гончарова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 1 сентября 2021 г. N 068/06/31-705/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021