Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>- начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заказчика - Администрации МО "Каракулинский район" (далее - Заказчик) <_>,
в отсутствие:
представителей ООО "Звезда", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 20.08.2021 NОП01-17-05/4759э),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Звезда" (ИНН 7728844130) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного конкурса N зз-19917-19 "Услуги в области разработки проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка, нарушенного при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000119009375, далее - Конкурс), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
09.08.2019 уполномоченное учреждение ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Конкурсную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 410 759,23 рублей.
02.09.2019 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса от 04.09.2019, рассмотрено две заявки на участие в Аукционе (ООО "Агентство природоохранных технологий", ООО "Звезда"), признанных соответствующими требованиям Конкурсной документации, победителем Конкурса признано ООО "Звезда".
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "Звезда" заключен контракт от 16.09.2019 (далее - Контракт).
24.06.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с невыполнением ООО "Звезда" своих обязательств по Контракту в установленный срок.
При рассмотрении дела представитель Заказчика пояснил, что принятие Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта связано с тем, что ООО "Звезда" частично не выполнило в установленный срок работы по Контракту.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство оказать услуги в области разработки проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка, нарушенного при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов (далее - Объект, работы) в соответствии с техническим заданием, заданием на проектирование (далее - техническая документация) в установленный Контрактом срок.
Согласно приложению N3 к Контракту, в число работ, выполняемых по Контракту, включены: выполнение инженерных изысканий (геодезические, геологические, экологические и гидрометеорологические изыскания), разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду и проведение общественных обсуждений оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованные органами местного самоуправления, разработка проектной документации и материалов общественных обсуждений объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, получение положительного заключения государственной экологической экспертизы Экспертиза достоверности определения сметной стоимости.
В соответствии с п. 1.5 Контракта, установлен график (срок) выполнения работ:
- начало - с момента заключения контракта;
- окончание (завершение) - до 01 августа 2020 года.
Согласно п. 10.1 Контракта, Контракт вступает в силу с момента его заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует по 31 августа 2020 года (включительно).
В соответствии с п. 3.1 Контракта цена работ составляет 2 215 000 руб.
В соответствии с актом NСЦН-13397 от 23.12.2019, ООО "Звезда" и Заказчик подтверждают, что работы по Контракту на сумму 2 175 000 руб., Заказчик не имеет претензий по объему, качеству и срокам выполненных работ.
Согласно письму Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25.06.2020 NГЧ-03-6315, Управление рассмотрело представленные ООО "Звезда" материалы на государственную экологическую экспертизу и сообщило, что Общество не представило сведения о проведении общественных обсуждений по объекту ГЭЭ, Общество не может являться лицом, ответственным за организацию и проведение общественных обсуждений, в представленных публикациях в официальных СМИ не все из них содержат информацию о названии, номере, дате выхода издания, протокол публичных слушаний от 05.03.2020 не подписан представителями граждан, органов исполнительной власти, общественных организаций и заказчиком, в связи с чем материалы необходимо доукомплектовать.
В соответствии с претензией Заказчика от 25.01.2021 N181/01-35, Заказчик сообщает ООО "Звезда", что Общество не предоставило проект рекультивации, положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, положительное заключение определения достоверности сметной стоимости объекта, в связи с чем Заказчик просит Общество предоставить указанные документы в кратчайшие сроки.
Согласно письму ООО "Звезда" от 29.01.2021, Общество сообщило Заказчику о том, что в настоящее время прикладываются усилия для выполнения работ по Контракту в полном объеме, задержка связана с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики и г. Москвы, что повлекло за собой сложности при выполнении работ.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение со стороны хозяйствующего субъекта, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в неисполнении условий контракта.
Комиссия Удмуртского УФАС России, принимая во внимание следующие обстоятельства: ООО "Звезда" выполнило существенную часть работ по Контракту в 2019 г.; замечания, которые были выявлены Западно-Уральским управлением Росприроднадзора в представленных ООО "Звезда" материалах, частично связаны с бездействием заказчика (в представленном протоколе публичных слушаний отсутствовала подпись Администрации МО "Каракулинский район", ООО "Звезда" не может являться лицом, ответственным за организацию и проведение общественных обсуждений, т.к. это относится к полномочиям Заказчика), со стороны Заказчика не представлены доказательства, подтверждающие предпринятие Заказчиком достаточных мер по содействию ООО "Звезда" при выполнении условий Контракта; Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта только 24.06.2021 (т.е. после истечения срока выполнения работ и срока действия Контракта), следовательно, после получения претензии от 25.01.2021 у Общества не имелось возможности устранить недостатки; кроме претензии от 25.01.2021 N181/01-35 Заказчик не направлял в адрес ООО "Звезда" иных писем, которые были связаны с исполнением условий Контракта, решение об одностороннем отказе принято более чем через 10 месяцев как после истечения сроков выполнения работ, так и после истечения срока действия Контракта, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствует о безразличном отношении Заказчика к отслеживанию хода осуществления работ по Контракту и к обязанности по своевременному реагированию на допущенные нарушения со стороны подрядчика.
Доказательств, подтверждающих намерение ООО "Звезда" уклониться от исполнения контракта, либо подтверждающих недобросовестное поведение ООО "Звезда", в Удмуртское УФАС России не представлено.
В связи с изложенным, оснований для включения в РНП сведений об ООО "Звезда" не установлено.
При этом Удмуртское УФАС России обращает внимание Заказчика на целесообразность установления в Конкурсной документации (проекте контракта) условия о том, что результатом выполненных подрядчиком работ является разработанная проектно-сметная документация, в отношении которой получено положительного заключения государственной экологической экспертизы, соответственно и оплата работ должна осуществляться после получения результата выполненных работ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Звезда" (ИНН 7728844130) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного конкурса N зз-19917-19 "Услуги в области разработки проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка, нарушенного при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000119009375) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 августа 2021 г. N 018/06/104-819/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021