На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с установлением признаков нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных Заказчиком - Администрацией МО "Балезинский район", ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" и конкурсной комиссией ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении открытого конкурса в электронной форме зз-25624 - 2021 "Капитальный ремонт участков водопроводной сети в п. Балезино Балезинского района Удмуртской Республики" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121009006, далее - Конкурс), возбуждена настоящая внеплановая проверка.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.01.2021 N 6 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России 19.08.2021 N76 "О проведении внеплановой проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: "_" - начальник отдела контроля закупок,
участники Инспекции: "_" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, "_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании по видеоконференцсвязи 26.08.2021 в присутствии:
представителя уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): "_" (по доверенности N14-юр от 25.02.2021);
представителя члена конкурсной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Конкурсная комиссия) "_" (по доверенности б/н от 25.08.2021), остальные члены конкурсной комиссии, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 20.08.2021 NОП01-17-05/4741э, 26.08.2021 NОП01-17-05/4870э) явку представителя не обеспечили,
в отсутствие представителя заказчика Заказчика - Администрации МО "Балезинский район" (далее - Заказчик): заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
на заседании 30.08.2021 также в присутствии представителя Заказчика: "_" (по доверенности б/н от 24.08.2021),
проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
08.07.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Конкурсную документацию на выполнение "Капитального ремонта участков водопроводной сети в п. Балезино Балезинского района Удмуртской Республики".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 6 407 993,00 рублей.
14.07.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок изменения в Конкурсную документацию в части показателя критерия оценки заявок.
30.07.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.08.2021 заявка участника закупки - ООО "Республиканская тепловая компания" (далее - Общество) признана соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 05.08.2021 Общество допущено к участию в конкурсе, а также согласно информации о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров, заявке указанного Общества был присвоен первый порядковый номер.
В соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.
17.08.2021 между Заказчиком и ООО "Республиканская тепловая компания" был заключен контракт N 25624-2021 (номер записи N 3180200017321000055) по цене 6 341 913,07 рублей.
30.08.2021 в дополнительной информации к Контракту в ЕИС размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.08.2021 (номер записи N 0113300013121000001).
Пунктом 4.1 Информационных карт Конкурсной документации установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СОНКО). При этом подпункт 4.1 указанного пункта 4.1 содержит положение, что в случае установления в настоящем подпункте ограничения в отношении участников конкурса, такие участники должны соответствовать требованиям статьи 30 Закона о контрактной системе, а также требованиям действующего законодательства, в том числе:
субъекты малого предпринимательства - требованиям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации");
социально ориентированные некоммерческие организации - требованиям, предъявляемым к социально ориентированным некоммерческим организациям (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения и члена Конкурсной комиссии пояснил следующее. Участники конкурса обязаны декларировать в заявках на участие в конкурсе свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Так участником ООО "Республиканская тепловая компания" данное требование было исполнено, вместе с тем, полагая, что обязанность удостовериться в соответствии представленной информации участником закупки у Уполномоченного учреждения и членов Конкурсной комиссии отсутствует, его заявка была признана соответствующей требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе и допущена к участию.
Согласно письменных и устных пояснений Заказчика, ввиду того, что заявка единственного участника конкурса содержала декларацию о принадлежности его к СМП, и такая заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе, им был заключен контракт. При установлении фактов о несоответствии Общества требованиям документации им принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, установлено ограничение в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе (ограничение в отношении участников конкурса (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе), которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).
Аналогичное положение содержится в подпункте 4.1.1 Информационных карт Конкурсной документации.
Согласно подпункта 15.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации установлено требование о том, что участником Конкурса может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе, в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона N209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с части 1 статьи 4.1 Закона N209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с статьей 4.1 Закона.
Таким образом, законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 2016 г. Федеральной налоговой службой ведется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://ofd.nalog.ru/index.html, данный Реестр находится в открытом доступе, информация о субъектах предпринимательства, включенных в Реестр, предоставляется бесплатно.
Согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно части 2.1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона.
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций указаны в части 3 статьи 50 ГК РФ, при этом общество с ограниченной ответственностью не включено в этот перечень, следовательно, ООО "Республиканская тепловая компания" не может являться социально ориентированной некоммерческой организацией.
Рассмотрев заявку ООО "Республиканская тепловая компания" на участие в Конкурсе, Инспекция Удмуртского УФАС России установила, что данная заявка содержит, в том числе, декларацию о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным организациям.
Вместе с этим, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация о том, что ООО "Республиканская тепловая компания" находилось в данном Реестре в период с 10.09.2016 по 10.08.2017, следовательно, на момент подачи заявки на участие в Конкурсе, на момент рассмотрения заявок Конкурсной комиссией, а также на настоящий момент ООО "Республиканская тепловая компания" не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, предоставленная Обществом в составе заявки на участие в Конкурсе декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированных организациям фактически содержит недостоверную информацию, т.к. с 11.08.2017 ООО "Республиканская тепловая компания" исключено из Реестра.
Несмотря на то, что Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства находится в открытом доступе и информация о субъектах, включенных в данный Реестр, предоставляется бесплатно, Конкурсная комиссия не осуществлена проверка достоверности сведений, представленных в заявке Общества, и не установлен тот факт, включено ли ООО "Республиканская тепловая компания" в Реестр, что следует как из письменных пояснений членов Конкурсной комиссии, так и подтверждается пояснениями представителя члена Конкурсной комиссии. То есть члены Конкурсной комиссии небрежно отнеслись к своей публично-правовой обязанности.
Таким образом, поскольку ООО "Республиканская тепловая компания" не является социально ориентированной некоммерческой организацией, субъектом малого предпринимательства, Конкурсная комиссия при рассмотрении заявки ООО "Республиканская тепловая компания" нарушила положение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, т.к. фактически Конкурсная комиссия неправомерно признала соответствующей требованиям Конкурсной документации заявку, включающей документ (декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям), содержащий недостоверную информацию. указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.30 КоАП РФ.
О необходимость проверки достоверности сведений представляемых в заявках участников закупок указывает правоприменительная практика, в том числе и судебная. Также на данное требование было неоднократно указано ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" в принятых ранее решениях антимонопольного органа.
В отношении действий Заказчика установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как указывалось выше, в Извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации установлено, что участником Конкурса может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация, к числу которых ООО "Республиканская тепловая компания" не относится; заявка Общества на участие в Конкурсе содержала недостоверную информацию о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, фактически позволившую ООО "Республиканская тепловая компания" стать победителем Конкурса, следовательно, у Заказчика имеются основания для расторжения Контракта на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Заказчику во исполнение положения пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, надлежало расторгнуть Контракт, заключенный с лицом, предоставившем недостоверную информацию в своей заявке на участие в Конкурсе.
27.08.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (размещено в ЕИС 30.08.2021).
Соответственно основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений отсутствуют.
На основании изложенного, Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях (бездействии) конкурсной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела, в отношении конкурсной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции: |
_____ "_"
______ "_"
______ "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 августа 2021 г. N 018/06/99-814/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021