Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: "__"
Членов Комиссии: "__."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы заявителя ООО "Гринлаб", заказчика ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория",
рассмотрев жалобу участника закупки ООО "Гринлаб" на действия заказчика ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку диагностических препаратов N 0327100000321000011, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
23.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку диагностических препаратов N 0327100000321000011.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 716 788,13 рублей.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0327100000321000011 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "Гринлаб" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория", сформировавшего документацию об электронном аукционе за N 0327100000321000011 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:
- в позиции N 7 технического задания заказчиком установлена совокупность характеристик относительно количества реакций, которая не позволяет определить потребность заказника,
- в позиции N 7 технического задания заказчиком установлена потребность в пластиковом кейсе для хранения плашек и криоштативе пустом для пробирок, что в свою очередь не является компонентом набора тест-системы,
- в позиции N 7 технического задания заказчиком установлена потребность в применении русифицированного программного обеспечения, в то время как по позициям N 5,6 установлена потребность в применении программного обеспечения без конкретизации "русифицированное",
- заказчиком в документации о закупке не установлено требование о предоставлении участником закупки копии декларации о соответствии поставляемого товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
До момента рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" (вх. 6814 от 10.08.2021 г.).
Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку в позиции N 7 технического задания заказчиком установлена совокупность характеристик относительно количества реакций, которая не позволяет определить потребность заказника.
Предметом осуществляемой закупки является поставка диагностических препаратов.
Так, частью II документации об электронном аукционе является Техническое задание.
При обозрении п. 7 Технического задания "Тест-система для определения антител к болезни Висна-Маеди" установлено, что заказчику требуется наличие не менее 5 микропланшет (не менее 96 лунок каждый) с адсорбированной в лунках смесью и поверхностных пептидов вируса Висна-Маеди и вируса артрита-энцефалита.
Таким образом, общее количество реакций согласно этим исходным данным должно быть не менее 480.
Однако, заказчиком в позиции N 7 технического задания установлено: количество реакций не менее 384, что в совокупности с количеством лунок и микропланешет не позволяет определить потребность заказчика.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку:
Во- первых, потребностью заказчика согласно техническому заданию являются: 1.Антиген сапной цветной; 2. Набор для серологической диагностики лейкоза крупного рогатого скота; 3. Комплемент сухой для реакции связывания комплемента; 4. Сыворотки лептоспирозные групповые агглютинирующие; 5. Тест-система для выявления антител к вирусной диарее конкурентным иммунферментным методом; 6. Тест-система для выявления антител к gP51 вируса лейкоза в индивидуальных образцах сыворотки крови, а также в пуле из 10 сывороток крови крупного рогатого скота конкурентным иммуноферментным методом; 7. Тест-система для определения антител к болезни Висна-Маеди.
Однако, согласно утверждённой начальником испытательного центра ФГБУ "Брянская МВЛ" Е.И.С. Области аккредитации испытательной лаборатории (центра) Испытательный центр ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатории", представленной заказчиком на обозрение Комиссии Брянского УФАС России (вх. 6814 от 30.08.2021 г.), ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" аккредитована, в частности, на определение антител к болезни Висна-Маеди (позиция N 7 технического задания) при помощи диагностического препарата только одного производителя ID.vet.
Таким образом, при наличии вышеуказанной области аккредитации заказчику надлежит проводить закупку тест-систем для определения антител к болезни Висна-Маеди в рамках отдельной закупки.
Во-вторых: в позиции N 7 "Тест-система для определения антител к болезни Висна-Маеди" технического задания заказчиком установлена потребность заказчика в пластиковом кейсе для хранения плашек и криоштативе пустом (не менее 96 лунок) для пробирок из полипропилена, который должен быть устойчив в диапазоне температур не менее чем от -86 °С до 121 °С., что в свою очередь не является компонентом набора тест-системы.
Согласно Области аккредитации испытательной лаборатории (центра) Испытательный центр ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатории" определение антител к болезни Висна-Маеди (позиция N 7 технического задания) производится при помощи диагностического препарата производителя ID.vet.
При обозрении инструкции на набор для обнаружения антител к болезни Висна-Маеди установлено, что пластиковый кейс для хранения плашек и криоштатив пустой (не менее 96 лунок) для пробирок из полипропилена, который должен быть устойчив в диапазоне температур не менее чем от -86 °С до 121 °С. не являются компонентами набора тест-системы производителя ID.vet.
Таким образом, заказчиком установлена потребность в пластиковом кейсе для хранения плашек и криоштативе пустом для пробирок, что в свою очередь не является компонентом набора тест-системы
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), согласно которым устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением N 1236 и не подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Вместе с тем, Постановлением N 1236 установлен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Наличие потребности заказчика в программном обеспечении подтверждается п. 5,6, 7 технического задания - учёт реакций должен проводиться с применением программного обеспечения, которое должно поставляться в комплекте с тест-системой.
Однако, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением N 1236 при осуществлении закупки за N 0327100000321000011 и не подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод заявителя о том, что заказчиком в позиции N 7 технического задания установлена потребность в применении русифицированного программного обеспечения, в то время как по позициям N 5,6 установлена потребность в применении программного обеспечения без конкретизации "русифицированное" не нашёл своего подтверждения, поскольку заказчик в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной вправе самостоятельно принять решение об описании объекта закупки, определив характеристики исходя из своей потребности.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Довод заявителя о том, что заказчиком в документации о закупке не установлено требование о предоставлении участником закупки копии декларации о соответствии поставляемого товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" не нашёл своего подтверждения, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Вместе с тем, при обозрении п. 5.3.7 проекта контракта установлено, что заказчиком определено следующее требование: при передаче товара предоставить Заказчику относящиеся к нему документы: инструкцию по применению, копию сертификата соответствия (если товар подлежит обязательной сертификации), копию декларации о соответствии (если подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии) и/или иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком установлено, что при передаче товара участнику закупки требуется предоставить копию декларации о соответствии поставляемого товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу ООО "Гринлаб" на действия заказчика ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку диагностических препаратов N 0327100000321000011 частично обоснованной в части определения количества реакций по позиции N 7 технического задания, не позволяющего определить потребность заказчика, в части включения в позицию N 7 технического задания дополнительных товаров (пластиковый кейс, криоштатив для пробирок), не входящих в компоненты набора тест-системы.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" нарушения положений ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236.
3. Выдать заказчику ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория", оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии "__.."
Члены комиссии "__."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 31 августа 2021 г. N 032/06/64-852/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021