Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30.08.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <....>;
при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - <...>, представителя Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее - заказчик) - <...>, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" (далее - ООО "Восточная угольная компания", заявитель) - <...>;
рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку угля, извещение N 0134200000121003697, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 19.08.2021 г. поступила жалоба ООО "Восточная угольная компания" на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчик без объяснения причин установил качественные характеристики товара - угля (низшая теплота сгорания рабочего топлива - не менее 4050Ккал/кг; выход летучих веществ - не более 50,0%; плавкость золы; содержание СаО - не более 7%) в сторону ужесточения требований, что неминуемо ведет к необоснованному перерасходованию бюджетных ассигнований и ограничению конкуренции.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что документация об аукционе составлена в соответствии с потребностями заказчика и требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 16.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000121003697, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку угля (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 57 514 006 рублей 75 копеек.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части III документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" (далее - Техническое задание).
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является уголь, к характеристикам которого заказчиком установлены следующие требования:
Уголь |
Марки 3 БР, бурый (лигнит) |
|
Фракция |
0-300 мм |
|
Теплота сгорания, низшая |
4050 Ккал/кг |
|
Влага |
Не более 30 % |
|
Сера |
Не более 1,7 % |
|
Зола |
Не более 30 % |
|
Выход летучих веществ |
Не более 50 % |
|
Плавкость золы | ||
tа - температура начала деформации |
Не менее 1330 оС |
|
tв.- температура начала размягчения |
Не менее 1420 оС |
|
tc - температура начала жидкоплавкого состояния |
Не менее 1500 оС |
|
Содержание СаО |
Не более 7% |
Согласно пояснениям заказчика требования к товару обусловлены потребностями заказчика и с учетом характеристик котельного и котельно-вспомогательного оборудования на ТЭЦ г. Байкальска. Также заказчик указал, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с ГОСТ 2057-94, ГОСТ Р 54237-2010.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст.12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.
Представитель заявителя пояснил, что ООО "Восточная угольная компания" является поставщиком и сотрудничает со многими производителями угля, при этом, документы, подтверждающие, что установленные заказчиком требования к характеристикам угля делают невозможным поставку угля в соответствии с установленными требованиями, не представлены. Заявителем представлен лишь сертификат показателей качества угольной продукции АО Красноярск крайуголь, что не может являться достаточным доказательством, свидетельствующим о невозможности поставить товар в соответствии с установленными заказчиком требованиями.
Комиссией установлено, что документация об аукционе не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товару приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем также не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя также подтвердил, что установленные заказчиком характеристики к углю предусмотрены ГОСТами и не противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ. При этом, представитель заявителя указывал на отсутствие обоснованности установления заказчиком требований к оспариваемым характеристикам угля, а также на необоснованное перерасходование бюджетных средств.
Вместе с тем, в силу статей 18, 99 Федерального закона N 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по контролю за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, а также требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. Данными полномочиями наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восточная угольная компания" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 30 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021