Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, врио руководителя Управления,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
со стороны подателя жалобы - ООО "МОНОЛИТ" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны муниципального заказчика - Администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области, уполномоченного учреждения - МКУ "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны специализированной организации - ООО Межрегиональная специализированная организация "Ценный Советник": <_> - директора,
рассмотрев жалобу ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство автомобильной дороги от мкр. "Юго-Западный" до ул. Зеленодольская Пензенского района Пензенской области" (извещение N 0855300003921000081 от 09.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого специализированной организацией - ООО Межрегиональной специализированной организацией "Ценный Советник", уполномоченным учреждением - МКУ "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд заказчика - Администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
19 августа 2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство автомобильной дороги от мкр. "Юго-Западный" до ул. Зеленодольская Пензенского района Пензенской области" (извещение N 0855300003921000081 от 09.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого специализированной организацией - ООО Межрегиональной специализированной организацией "Ценный Советник", уполномоченным учреждением - МКУ "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд заказчика - Администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 26.08.2021 в 11 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, положения документации об электронном аукционе противоречат требованиям законодательства в сфере закупок:
- положения проекта контракта определяющие ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком либо заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (с учетом внесенных изменений от 02.08.2019);
- положение пункта 6.10 проекта контракта противоречит требованиям части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в части установления срока возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель специализированной организации поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 25.08.2021, согласно которой считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
09.08.2021 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N0855300003921000081, а также документация об электронном аукционе "Строительство автомобильной дороги от мкр. "Юго-Западный" до ул. Зеленодольская Пензенского района Пензенской области" для нужд заказчика - Администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 892 417,59 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 09.08.2021 14:35 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 20.08.2021 06:00 (МСК).
Дата проведения аукциона в электронной форме - 20.08.2021 10:00.
Идентификационный код закупки: 213582901092358290100100180024211414.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию документации установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Порядок определения размера штрафов, предусмотренный статьей 34 Закона о контрактной системе, установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила определения размера штрафа).
Пунктом 4 Правил определения размера штрафа предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Заказчиком в пункте 5.4 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Установлено, что предусмотренный Заказчиком порядок определения размера штрафа предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не соответствует действующей редакции Правил.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042" внесены изменения в пункты 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N1011), в соответствии с которыми, слова "в виде фиксированной суммы" исключены.
Комиссия Управления, проанализировав проект контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе установила, что пункты 5.4, 5.5 противоречат положениям Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017, так как содержат указание на "в виде фиксированной суммы".
На заседании Комиссии Управления представитель специализированой организации пояснил, что при подготовке документации об электронном аукционе Заказчик руководствовался Приказом Министерства транспорта РФ от 05.02.2019 N 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта", положения которого были полностью включены в проект контракта в неизменной редакции, в связи с чем полагает, что нарушения законодательства в сфере закупок допущены не были.
Вместе с тем, Комиссия Управления не может согласиться с указанной позицией, так как согласно письму Министерства транспорта РФ от 01.06.2019 NД2/12482-ИС при подготовке документации об осуществлении закупки следует руководствоваться Типовыми условиями контрактов с учетом изменений законодательства Российской Федерации и включать в проект контракта условие об ответственности заказчика и подрядчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в действующей редакции.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что проект контракта, в частности раздел 5 "Ответственность сторон" противоречит требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также Правилам определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1042, а, следовательно, об обоснованности довода жалобы.
2. Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 6.10 проекта контракта предусмотрено, что денежные средства внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, возвращаются Заказчиком Подрядчику в течение 30 дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, положениями документации и извещения о проведении электронного аукциона установлено преимущество/ограничение в отношении участников закупок, в соответствии с которыми участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, действия заказчика, надлежащим образом не установившего условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта нарушают положения части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод подателя жалобы признается Комиссией Управления обоснованным.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления считает целесообразным выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство автомобильной дороги от мкр. "Юго-Западный" до ул. Зеленодольская Пензенского района Пензенской области" (извещение N 0855300003921000081 от 09.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого специализированной организацией - ООО Межрегиональной специализированной организацией "Ценный Советник", уполномоченным учреждением - МКУ "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд заказчика - Администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области, обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области, уполномоченное учреждение - МКУ "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области", специализированную организацию - ООО Межрегиональной специализированной организацией "Ценный Советник" нарушившими требования частей 5, 8 статьи 34, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1042, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений при заключении контракта.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по жалобе N 058/06/106-763/2021
26 августа 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, врио руководителя Управления,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от 26.08.2021 N 058/06/106-763/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО "МОНОЛИТ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Строительство автомобильной дороги от мкр. "Юго-Западный" до ул. Зеленодольская Пензенского района Пензенской области" (извещение N 0855300003921000081 от 09.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого специализированной организацией - ООО Межрегиональной специализированной организацией "Ценный Советник", уполномоченным учреждением - МКУ "Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области" для нужд заказчика - Администрации Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области, на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному учреждению, специализированной организации в срок до 13 сентября 2021 года устранить нарушения частей 5, 8 статьи 34, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1042 для чего необходимо:
- отменить процедуру заключения контракта;
- внести изменения в проект контракта при его направлении участнику закупки: установить ответственность за каждый факт неисполнения заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и решением от 26.08.2021 N 058/06/106-763/2021.
- продолжить осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (процедуру заключения контракта).
2. Оператору электронной площадки в срок до 13 сентября 2021 года обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику, уполномоченному учреждению, специализированной организации оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и решением от 26.08.2021 N 058/06/106-763/2021.
4. Заказчику, уполномоченному учреждению, специализированной организации оператору электронной площадки в срок до 15 сентября 2021 года представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте to58@fas.gov.ru
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 26 августа 2021 г. N 058/06/106-763/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021