Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью ТД "Веста" (далее - ООО ТД "Веста", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Жидкости автомобильные" (извещение N0369200035121000098), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная специализированная психоневрологическая больница N 2" (далее - ГБУЗ "ОСПНБ N2", заказчик) Пьянзина Сергея Владимировича, действующего на основании доверенности N 878 от 31.08.2021;
- представителей ООО ТД "Веста" Гордеева Андрея Викторовича, Алиева Максима Райдиновича, действующих на основании доверенностей б/н от 31.08.2021.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 26.08.2021 поступила жалоба ООО ТД "Веста" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Жидкости автомобильные" (извещение N0369200035121000098) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано ГБУЗ "ОСПНБ N2" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.08.2021 в 14:59.
Начальная (максимальная) цена контракта "Жидкости автомобильные" - 249 447,00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0369200035121000098 от 27.08.2021.
Протокол проведения электронного аукциона от 30.08.2021.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 16,5 %.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО ТД "Веста" описание объекта закупки осуществлено заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе. Так, спецификация содержит характеристику приобретаемого заказчиком товара - классификация по API, которая не регулируется законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Кроме того, ссылка на ТУ по позиции 7 спецификации указывает на требование заказчика к товару конкретного производителя и не позволяет предложить к поставке товар других производителей, что также запрещено законодательством о контрактной системе. Документация о закупке не содержит техническую документацию (руководство по эксплуатации) транспортных средств, находящихся у заказчика, для эксплуатации которых и приобретаются жидкости автомобильные.
Представитель заказчика с доводами жалобы ООО ТД "ВЕСТА" не согласился, пояснил, что документация об аукционе соответствует законодательству о контрактной системе. Ссылка на классификацию по API в спецификации указана в соответствии с описанием товара, содержащимся в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Антифириз приобретается для доливки, в целях обеспечения совместимости товара с товаром. Считает жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0369200035121000098 от 18.08.2021 объектом закупки является поставка автомобильных жидкостей.
Согласно пункту 6 информационной карты документации об аукционе качественные и иные характеристики и показатели, определяющие соответствие товара потребностям заказчика, установлены в соответствии с условиями контракта и Технической частью документации об электронном аукционе.
Из содержания документации о закупке следует, что технической частью является спецификация, определяющая наименование приобретаемого заказчиком товара, его характеристики, обоснование, документы, предоставляемые при поставке товара, единицу измерения, количество, остаточный срок годности товара.
1.1. По позициям 1, 2 спецификации характеристики масел моторных содержат указание на соответствие классификации по API - SN, SN+ (по позиции 1); - SL, SM, SN, SN+ (по позиции 2).
Принимая во внимание, что установленным заказчиком в извещении о закупке кодам по позиции КТРУ, а именно 19.20.29.110-00000016 (позиции 1, 2 спецификации) - масло моторное в КТРУ указана информация о характеристике товара классификация по API: SP, CA, CB, _, SJ, SL, SM, SN, SN+, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что описание приобретаемого заказчиком товара в части указания на классификацию по API осуществлено заказчиком в соответствии с информацией, включенной в КТРУ.
Следовательно, довод жалобы заявителя в указанной части является несостоятельным, необоснованным.
Вместе с тем, антимонопольный орган считает необходимым отметить следующее.
1.2. Инструкция по эксплуатации автомобиля, на которую содержится ссылка по позициям 1-4, 7 спецификации, в составе документации об аукционе ГБУЗ "ОСПНБ N2" не размещена, что не позволяет установить обоснованность включения в описание объекта закупки дополнительной информации, отсутствующей в КТРУ (например, упаковка, объем, 5W-40, 10W-40), свидетельствует о допущенном заказчиком нарушении пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В указанной части довод жалобы ООО ТД "Веста" обоснован.
1.3. По позиции 7 спецификации заказчиком установлено требование к жидкости тормозной для гидравлических передач - соответствие ТУ 2451-011-48318378-2004. Однако указанные технические условия соответствуют продукции конкретного производителя - Завод Химических Компонентов "Экотек". Тем самым, в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе осуществленное ГБУЗ "ОСПНБ N2" описание объекта закупки свидетельствует о включении в документацию о закупке требования к производителю товара. При этом заказчик также ссылается на инструкцию по эксплуатации автомобиля, которая в составе документации об аукционе отсутствует.
В указанной части довод жалобы ООО ТД "Веста" обоснован.
Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к доводу представителя ГБУЗ "ОСПНБ N2" об отсутствии в отношении "жидкостей тормозных для гидравлических систем" документов, разработанных и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, вследствие чего, включении в описание объекта закупки требования к техническим условиям конкретного производителя, поскольку отсутствие национальных государственных стандартов не освобождает заказчика при описании объекта закупки соблюдать требования законодательства о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки действий заказчика по рассматриваемой закупке Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.
1. Позиция 6 спецификации "антифризы" содержит требование к товару о соответствии типу - антифриз G-Antifreeze SNF 40 или эквивалент. При этом в обоснование установления такого требования указано: "приобретается для доливки. На данный момент залит антифриз G-Antifreeze SNF 40".
Антимонопольный орган обращает внимание, что потребность заказчика в использовании антифриза конкретного производителя не освобождает ГБУЗ "ОСПНБ N2" от обязанности при описании существующей потребности соблюдать требования законодательства о контрактной системе, в том числе правила описания объекта закупки, установленные в статье 33 Закона о контрактной системе.
Так, G-Energy является зарегистрированным товарным знаком Публичного акционерного общества "Газпром нефть" (NN 549257, 703668). Свидетельства сроком действия до 01.11.2027, 20.06.2024 соответственно.
Положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускают заказчику при описании объекта закупки использовать указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела подтверждение использования антифриза G-Antifreeze SNF 40 в соответствии с технической документацией на имеющиеся автомобили, равно как и сведения об автомобилях не представлены. Кроме того, указанная информация также не содержится в документации рассамтриваемого электронного аукциона.
Таким образом, описание объекта закупки осуществлено заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке не содержит инструкцию по заполнению заявки.
Так, раздел 15 документации об аукционе поименован заказчиком как "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе". Данный раздел состоит из единственного пункта 15.1, содержащего следующую информацию: Инструкция по заполнению первой части заявки (Приложение N1 к Техническому заданию "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям, используемых при выполнении работ товаров, материалов и конструкций") указана в технической части документации 2 . При этом, ссылка 2 определяет следующее: "при наличии данного требования в пункте 22 информационной карты электронного аукциона". В свою очередь, пункт 22 устанавливает требования к "документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе" и по сути является установленными в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требованиями к содержанию, составу заявки. Однако инструкцию по заполнению заявки пункт 22 информационной карты документации об аукционе не содержит. Более того, в технической части (спецификации) инструкция по заполнению заявки также отсутствует.
Указанное обстоятельство привело к тому, что при подаче заявки участникам закупки не представлялось возможным определить какой из установленных заказчиком показателей необходимо было конкретизировать в первой части заявки, а аукционной комиссии, в свою очередь, надлежало проверить первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе. Так, по позиции 1, 2 спецификации "масло моторное" показатель "классификация применения по API" конкретизирован в заявках участников закупки с идентификационными номерами 110425251, 110424728. В заявках же с идентификационными номерами 110423177, 110405786, 110387185 участники закупки перечислили данный показатель как в спецификации, без конкретизации. При этом, к участию в аукционе аукционной комиссией допущены все заявки, поступившие на участие в нем, все участников, подавших заявки, признали участниками электронного аукциона.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "Веста" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Жидкости автомобильные" (извещение N0369200035121000098) обоснованной в части неправомерно указания в описании объекта закупки на технические условия производителя и отсутствия в документации инструкции по эксплуатации автомобиля, на которую содержится ссылка в описании объекта закупки, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 сентября 2021 г. N 074/06/105-2296/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021