Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя Заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" - Хафизовой А.А. (доверенность N09-01/21-Д от 13.01.2021 г.), в отсутствие представителей заявителей ООО "Джули", ООО "Монолит", ООО "Реформ" о времени и месте рассмотрения жалоб уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобы заявителей ООО "Реформ" (вх. N11090/ж от 18.08.2021 г.), ООО "Монолит" (вх. N11222/ж от 19.08.2021 г.), ООО "Джули" (вх. N11263/ж от 20.08.2021 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки N0311100002621000042 на предмет: "Выполнение работ по строительству объекта "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест" по адресу: РТ, г. Казань, пересечение ул.Адоратского и ул.Четаева",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311100002621000042 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 29.07.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 471 475 333,30 руб.
Национальный проект - "Образование", "Наука".
Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения конкурсной документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя Реформ об отсутствии установления в документации требования в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение требований вышеуказанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В ходе анализа конкурсной документации установлено, что в п. 5.1.3 проекта контракта была отражена информация о том, что Подрядчик обязуется самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту выполнить не менее 25 процентов цены настоящего контракта.
Таким образом, информация, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N570, Заказчиком была отражена.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя Джули о применении критериев оценки, непредусмотренных действующим законодательством.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 27 (2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу NА53-1094/2018.
Согласно конкурсной документации при оценке по критерию используются следующие показатели:
- Общее количество исполненных контрактов (договоров);
- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
- Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).;
- Наличие оборудования и других материальных ресурсов;
- Наличие в штате квалифицированных специалистов для выполнения указанных работ, в том числе каменщиков, бетонщиков, электриков, инженерно-технических работников, состоящих в реестре специалистов "НОСТРОЙ".
Согласно представленным пояснениям Заказчика установление дополнительных критериев о наличии материальных ресурсов и квалифицированных специалистов в штате обуславливалось целью обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям в качественном и своевременном выполнении работ. Выбор установленных критериев оценки предусмотрен исходя из пункта 27 Правил и не выходит за рамки действующего законодательства.
Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.
Кроме того, установленный заказчиком нестоимостные критерии оценки не являются единственными в документации, из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
По результатам анализа Комиссия приходит к выводу о соблюдении заказчиком требований законодательства о контрактной системе при формировании конкурсной документации и установлении критериев оценки заявок.
Довод заявителя признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя Джули о не размещении в ЕИС смет по контракту.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 Сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Таким образом, смета на строительство объектов капитального строительства и сметная документация являются неотъемлемой частью проектной документации.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта.
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В ходе анализа официального сайта единой информационной системы Комиссией установлено, что по закупке объем работ был определен в проектной документации в составе разделов 11 - 11.5 Смет на строительство объектов капитального строительства. (Сводка затрат. Сводный сметный расчет стоимости строительства, Локальные сметные расчеты, Сопоставительные ведомости. Ведомости объемов работ, Прайс-листы. Конъюнктурный анализ, Ведомости ресурсов).
Вместе с тем, в ходе анализа сведений, размещенных в ЕИС, установлено, что что Заказчиком не было установлено наличие в ЕИС Разделов 11.2, 11.5 смет на строительство.
В целях уточнения информации на заседании Комиссии был объявлен перерыв на 10 минут для преставления возможности Заказчику представить информацию о том, в каких файлах в ЕИС были размещены указанные разделы сметной документации.
После перерыва Заказчиком было пояснено, что раздел 11.5 сметной документации был размещен в составе раздела 11.4 сметных расчетов, раздел 11.2 сметы в ЕИС не размещен.
Таким образом, сметная документация Заказчиком не была размещена в составе конкурсной документации в полном объеме, что означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта.
На основании изложенного, Заказчиком нарушены требования статьи 6, части 1 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 54.3 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при размещении проектно-сметной документации не в полном объеме.
Довод заявителя признан обоснованным.
4.Относительно довода заявителя Джули о неправомерности оценки контрактов, заключенных исключительно в рамках 44 ФЗ и 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 27.2 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Конкурсной документацией было установлено, что при оценке предложений участника закупки учитывается оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Такие контракты должны быть заключены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
С учетом изложенного, Заказчик при установлении критерия руководствовался предметом проводимой закупки.
Указанный показатель критерия оценки опыта участников торгов был определен заказчиком в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, учитывая, что действующее законодательство предоставляет заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (работам, услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.
Основная функция установленного критерия оценки была заключена в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям в качественном и своевременном выполнении работ, в связи с чем контракты, заключенные в рамках 44 ФЗ и 223 ФЗ наиболее полно и достоверно будут подтверждать квалификацию участников.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил.
На основании вышеизложенного, довод заявителя не подтвержден и признан необоснованным.
5.Относительно довода заявителя "Монолит" об оставлении в проекте контракта порядка ответственности, предусмотренного требованиями статьи 34 Закона о контрактной системе в старой редакции, а именно в части отсутствия исключения из пунктов проекта контракта слова "в виде фиксированной суммы".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (редакция N2 от 02.08.2019 г., начало действия - 14.08.2019 г., действующей на время размещения извещения о проведении закупки) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Между тем, в пункте 6.7 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, установление размера штрафа в проекте контракта не соответствующего действующей редакции пункта 9 Правил, является нарушением требований частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Довод заявителя признан обоснованным.
6.Относительно довода заявителя "Монолит" об оставлении в проекте контракта порядка ответственности, предусмотренного требованиями статьи 34 Закона о контрактной системе в старой редакции, а именно в части отсутствия замены а проекте контракта слова "начисленной неустойки (штрафов, пени) на слова "начисленных штрафов".
Пунктом 11 Правил установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Между тем, в пункте 6.8 проекта контракта установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В пункте 6.9 проекта контракта указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, указанный Заказчиком порядок ответственности в пунктах 6.8, 6.9 проекта контракта не соответствует требованиям частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Довод заявителя признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.
1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе анализа конкурсной документации установлено, что в п. 5.1.11 проекта контракта было установлено требование соблюдении требования безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ согласно действующему законодательству РФ, в том числе ППР-2012 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление недействующих стандартов в конкурсной документации не освобождает заказчика от обязанности соблюдения требований, регламентированных пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки в документации.
Действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 54.3 с отсылочной нормой на пункт 2 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В рамках извещения от 29.07.2021 по закупке N0311100002621000042 объектом конкурса является строительство объекта капитального строительства "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест", расположенного по адресу: г.Казань, ул.Адоратского, д.2В.
Срок завершения работ, предусмотренных контрактом, установлен с даты заключения Контракта до 31.08.2022 года.
В соответствии с графиком строительно-монтажных работ по объекту "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест", расположенного по адресу: г.Казань, ул.Адоратского, д.2В, были определены следующие сроки выполнения работ, перечень и объем их выполнения:
NN |
Наименование вида работ |
Ед.изм. |
Физический объем работ |
Сроки исполнения вида работ |
1 |
Фундамент, в т.ч. гидроизоляция |
м2 |
847,36 |
С даты заключения контракта, в течение 15 календарных дней |
2 |
Каркас ж/б 1-2 этажи |
м3 |
253,7 |
С даты заключения контракта, в течение 30 календарных дней |
3 |
3,4 этажи |
м3 |
380,55 |
С даты заключения контракта, в течение 60 календарных дней |
4 |
5,6 этажи |
м3 |
380,55 |
С даты заключения контракта, в течение 90 календарных дней |
5 |
6,7,8 этажи |
м3 |
380,6 |
С даты заключения контракта, в течение 120 календарных дней |
6 |
9,10,11 этажи |
м3 |
380,6 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней |
7 |
12,13,14 этажи |
м3 |
380,6 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 01.01.2022 |
8 |
15,тех этаж |
м3 |
253,55 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 01.01.2022 |
9 |
Перекрытие |
м3 |
3248,75 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 01.01.2022 |
10 |
Лестницы ж/бетон, приямки приточные шахты, крыльца и входа |
м3 |
83,49 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 01.01.2022 |
11 |
Кирпичная кладка стен и перегородок |
м2 |
8933,75 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 20.02.2022 |
12 |
Отделочные работы |
м2 |
26469,33 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
13 |
Полы |
м2 |
13941,2 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
14 |
Проемы |
шт |
1498 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
15 |
Кровля |
м2 |
1515 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 01.01.2022 |
16 |
Наружная отделка |
м2 |
8122,4 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
17 |
Лифты |
шт |
3 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
18 |
Устройство внутренних инженерных сетей (вентиляция,водоснабжение,водоотведение,электроснабжение, теплоснабжение, СКС) |
общ.площадь м2 |
12889,03 |
В течение 90 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее20.03.2022 |
19 |
Устройство наружных инженерных сетей (Водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, слабые токи, наружное освещение) |
общ.площадь м2 |
12899,03 |
С даты заключения контракта, в течение 150 календарных дней, но не позднее 01.01.2022 |
20 |
Технологическое оборудование |
компл |
620 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
21 |
Благоустройство территории |
м2 |
7948,5 |
В течение 120 календарных дней после выполнения п. 11, но не позднее 01.05.2022 |
Согласно представленным на заседании Комиссии пояснениям Начальника управления капитального строительства КНИТУ КАИ в настоящее время по работам, касающихся фундамента, в т.ч. гидроизоляции на объекте построен цокольный этаж, планировочные отметки не проведены. Планируется гидроизоляция и обратная засыпка, работы до отметки пола первого этажа здания сделаны.
Вместе с тем, по факту осуществлённого выезда по месту расположения возводимого объекта (акты фиксации от 24.08.2021 г., 25.08.2021 г.), было установлено, что на объекте уже производятся работы, и каркас объекта уже состоит из 6 этажей.
Следовательно, часть работ, предусмотренных графиком выполнения работ, уже произведена, тогда как согласно документации к работам необходимо приступить с даты заключения государственного контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что фактически выполненные на объекте работы не соответствуют объему работ, предусмотренному закупочной документацией о закупке.
Таким образом, заказчиком были нарушены требования статьи 6, статьи 8 Закона о контрактной системе.
На основании вышеустановленных нарушений при рассмотрении жалоб и при проведении внеплановой проверки Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Реформ" (вх. N11090/ж от 18.08.2021 г.) на действия Заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки N0311100002621000042 на предмет: "Выполнение работ по строительству объекта "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест" по адресу: РТ, г. Казань, пересечение ул.Адоратского и ул.Четаева" необоснованной.
2. Признать жалобу заявителя ООО "Монолит" (вх. N11222/ж от 19.08.2021 г.) на действия Заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки N0311100002621000042 на предмет: "Выполнение работ по строительству объекта "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест" по адресу: РТ, г. Казань, пересечение ул.Адоратского и ул.Четаева" обоснованной.
3. Признать жалобу заявителя ООО "Джули" (вх. N11263/ж от 20.08.2021 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки N0311100002621000042 на предмет: "Выполнение работ по строительству объекта "Общежитие КНИТУ-КАИ на 620 мест" по адресу: РТ, г. Казань, пересечение ул.Адоратского и ул.Четаева" обоснованной в части по доводу 2.
4. Признать Заказчика - ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" нарушившим требования статей 6, 8, частей 4, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 54.3 с отсылочными нормами на части 1, 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требования пунктов 9, 11, 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
5. Выдать Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
6. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии А.С. Кучеева
Л.А. Акперова
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 августа 2021 г. N 016/06/54.3-1620/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021