Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Бережного Ю.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "СПНБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по стирке и глажению швейных и текстильных изделий" (извещение N 0318200078421000354) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (дезинфектология).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "СПНБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по стирке и глажению швейных и текстильных изделий" (извещение N 0318200078421000354).
Начальная (максимальная) цена контракта - 479 050,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 46) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В п.23, 44 "Информационной карте" аукционной документации установлено:
22 |
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ |
Требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ): Установлено. Наличие лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") на работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: дезинфектология. Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Нормой, отраженной в части 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Данные мероприятия выполняются, как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Пунктом 2.8 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" определено, что после выписки пациентов в освободившейся палате проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезсредств при наличии водонепроницаемых чехлов.
В таблице N2 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме указано:
Наименование показателя |
Данные заказчика |
Место приемки/выдачи (доставки) исполнителем изделий |
Краснодарский край, Выселковский район, п. Заречный, ул. Садовая, 1 |
Срок оказания услуг |
С момента заключения контракта по 31.12.2021 г. согласно графика. |
График приемки/выдачи (доставки) исполнителем изделий |
График приёмки/выдачи (доставки) исполнителем изделий: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Время с 9-00 до 13-00. |
Срок стирки и глажки партии изделий (включая доставку) со дня приемки исполнителем |
в течение 3 (трех) рабочих дней |
Способ глажения |
механическим способом-прямое белье и фасонное, ручное глажение-медицинские халаты и пижамы. |
Поэтапные действия, осуществляемые исполнителем в процессе оказания услуг |
Осуществлять приемку и доставку белья в упакованном виде: Чистое белье доставляется Исполнителем Заказчику упакованное в одноразовые полиэтиленовые мешки до 10 кг. Доставка чистой медицинской одежды (халаты, медицинская пижама) производится транспортом Исполнителя на вешалках, упакованных в полиэтиленовые чехлы. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же упаковке не допускается. При сдаче и приемке белья сторонами составляется накладная, с указанием в ней ассортимента, количества и веса принятого белья, наличие повреждений белья (в т.ч. дефектов), даты приема белья в стирку, которая является основанием для выставления счета-фактуры. Пересчет и взвешивание белья должно производиться представителями Заказчика и Исполнителя при выдаче грязного и приемки чистого белья. Расчет за объем оказанных услуг производится по весу 1 кг сухого белья. Транспортировку белья, погрузочно-разгрузочные работы осуществляет исполнитель; Обеспечивать последовательность (поточность) технологического процесса стирки; Обеспечивать разделение потоков чистого и грязного белья: - "чистое" (гладильные цеха, упаковка и выдача чистого белья); - "грязное" (сортировка, стирка грязного белья) для не допуска пересечения потоков чистого и грязного белья; Обеспечение сортировки текстильных изделий: по ассортименту, по виду волокна, по изношенности, по цвету, по степени загрязненности. Стирка и комплектовка белья к выдаче и выдача должна производиться строго по отделениям, не допускается к упаковке влажное белье. - все белье, загрязненное биологическими выделениями, дезинфицируется дезинфектантами, указанными в таблице 3, не вызывающими порчу тканевой основы белья, стирка медицинской одежды (халаты, медицинская пижама) персонала должна осуществляться централизованно и раздельно от белья больных. - стирка и обработка изделий должна обеспечивать микробиологическую чистоту (отсутствие патогенных микроорганизмов); - не допускается нарушение целостности изделий в процессе обработки, Исполнитель обязан обеспечивать его сохранность; - белье, требующее предварительной дезинфекции (кровь, биологические, белковые, танинные выделения) должно тщательно прополаскиваться до исчезновения запаха дезинфектанта. - не допускается хранение чистого белья непосредственно на полу; - контроль над качеством стирки и обработки осуществляется при приемке изделий Заказчиком. Соответствие качества оказанной услуги проверяют визуально, чистоту изделий оценивают по отсутствию загрязнений, пятен и посторонних запахов. - при неудовлетворительном качестве выполненной услуги, обязательное проведение повторной стирки и повторное глажение за счет Исполнителя. |
Заказчиком установлен код ОКПД2 96.01.19.139 "Услуги по стирке прямого хлопчатобумажного и льняного белья". Данный код входит в группу 96.01.19.100 - Услуги прачечных. Также в данную группу входит код 96.01.19.127 - Услуги по дезинфекции белья.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением N 291, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Нормой, отраженной в части 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Данные мероприятия выполняются, как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
На основания пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании) утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Постановления N 291), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением N 291, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Пунктом 3 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
Заказчик является медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь и использование дезинфекционных камер обусловлено спецификой его деятельности учреждения и требованиям СП 3.5.1378-03, предполагающего камерное обеззараживание вещей.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ и которая в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Аналогичный вывод содержится в определение Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016.
Заказчик является медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь и использование дезинфекционных камер обусловлено спецификой деятельности учреждения и требованиями СП 3.5.1378-03, предполагающего камерное обеззараживание вещей.
Таким образом, требование Заказчика о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (дезинфектологии) не противоречит требованиям действующего законодательства и направлено на осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
По результатам внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС установлены нарушения Закона о контрактной системе.
На основании ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N0318200078421000354-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.08.2021 г. на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, заявка с номером N1 отозвана, 2 допущены к участию.
01.06.2021 г. принято постановление Правительства РФ N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" где указано, что наличие лицензии по дезинфектологии не требуется.
Постановление Правительства РФ N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" вступает в законную силу с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2027 г. и будет действовать новое Положение о лицензировании медицинской деятельности.
На момент рассмотрения жалобы ИП Бережного Ю.А. протокол подведения итогов электронного аукциона в Единой Информационной системе не размещен.
По результатам проведения закупки заключение контракт - сентябрь 2021 г.
Комиссией Краснодарского УФАС установлено, что в "Проекте контракта" - Срок оказания услуг с момента заключения контракта по 31.12.2021 г. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Время с 9-00 до 13-00.
Кроме того, в Приложении N2 к "Проекту контракта" установлено:
"Наличие лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") на работы (услуги), в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность по дезинфектологии".
Заказчиком на заседание Комиссии Краснодарского УФАС представлены заявки участников, где в составе вторых частей заявок представлены следующие документы, а именно: в составе заявки участником N2 приложена лицензия N ЛО-01-01-000732 от 10.08.2020 г. на осуществление медицинской деятельности дезинфектология; в заявке N3 отсутствует лицензия.
Согласно размещенного протокола N 0318200078421000354-3 подведения итогов были рассмотрены вторые части заявок на участие следующих участников и принято решение:
N по ранжированию |
Идентификационный номер заявки |
Наименование участника |
ИНН |
Предложение о цене контракта (RUB) |
Снижение, % |
Решение |
1 |
3 |
БЕРЕЖНОЙ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ |
231203077478 |
474 259,50 |
1 |
Соответствует |
2 |
2 |
ООО "ПРАЧЕЧНАЯ N 1" |
2311283933 |
476 654,75 |
0,5 |
Соответствует |
В результате рассмотрения вторых частей заявок признать победителем электронного аукциона - БЕРЕЖНОЙ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ИНН 231203077478, предложившего цену контракта 474 259,50 руб.
Таким образом, признание заявки ИП Бережного Ю.А. соответствующей требованиям документации противоречит ч. 1, ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бережного Ю.А. необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях (аукционной комиссии) Заказчика - ГБУЗ "СПНБ" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1, ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "СПНБ" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 августа 2021 г. N 023/06/64-4091/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021