Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя уполномоченного учреждения ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области", в отсутствие представителя государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 2" и в присутствии представителя заявителя ООО "Стройград" Хамидова Ю.Х. (доверенность от 25.08.2021 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Стройград" на действия государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 2", уполномоченного учреждения ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" и единой комиссии при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на капитальный ремонт детского поликлинического отделения N1 ГБУЗ АО "ГП N2", расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Соликамская, 8 Литер А (номер извещения: 0325200006721000015), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.08.2021 поступила жалоба ООО "Стройград" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 2" (далее - заказчик), уполномоченного учреждения ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Учреждение) и единой комиссии при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на капитальный ремонт детского поликлинического отделения N1 ГБУЗ АО "ГП N2", расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Соликамская, 8 Литер А (номер извещения: 0325200006721000015) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, единая комиссия при оценке конкурсных заявок нарушила Закон о контрактной системе.
Уведомлением от 24.08.2021 N04/6308-КР рассмотрение жалобы Заявителя было назначено на 26.08.2021 на 15 час.00 мин.
В указанное время на рассмотрении жалобы присутствовал представитель уполномоченного учреждения - директор ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Т.Г.Екимов.
Комиссия в ходе рассмотрения жалобы объявила перерыв до 27.08.2021 на 15 час.30 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
10.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса и документация об этом конкурсе.
Частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 данной статьи.
Согласно объяснениям уполномоченного учреждения единая комиссия не приняла в качестве подтверждения опыта работ представленные Заявителем 4 контракта, поскольку 3 контракта были представлены на строительство детских садов и 1 контракт на строительство сельского дома.
Однако Комиссия считает, что установленные Заказчиком показатели к критериям оценки не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в части IV конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена государственного контракта;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации .
Критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показателями, раскрывающими содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установлены следующие показатели:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Величина значимости показателя в % |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
33% |
0,33 |
2. |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
33% |
0,33 |
3. |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
34% |
0,34 |
|
Сумма значимостей показателей оценки заявок на участие в конкурсе |
100% |
1,0 |
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по капитальному ремонту, относящихся к виду объекта капитального ремонта, выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которого является объектом закупки.
Для подтверждения сведений должны быть представлены в составе заявки следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Однако частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок) определено, что оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27(2) Правила оценки заявок в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Пунктом 27(3) Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Из содержания норм о контрактной системе в сфере закупок следует, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но такое установление не должно быть произвольным или направленным на создание неравных условий для участников закупки.
Таким образом, установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки противоречит Правилам оценки заявок, поскольку Заказчик сократил предусмотренный пунктом 27(3) Правил оценки заявок перечень контрактов (договоров), которые могут быть приняты в подтверждение наличия опыта работ, а также не определил, что к объектам капитального строительства, в отношении которых могут быть представлены контракты (договоры), относятся все объекты капитального строительства, за исключением линейных объектов капитального строительства, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, объекты культурного наследия.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Закона о контрактной системе.
Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройград" на действия государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 2", уполномоченного учреждения ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" и единой комиссии при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на капитальный ремонт детского поликлинического отделения N1 ГБУЗ АО "ГП N2", расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Соликамская, 8 Литер А (номер извещения: 0325200006721000015) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 2" нарушившим пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на капитальный ремонт детского поликлинического отделения N1 ГБУЗ АО "ГП N2", расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Соликамская, 8 Литер А (номер извещения: 0325200006721000015).
3. Выдать государственному заказчику Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 2", уполномоченному учреждению ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" и единой комиссии предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на капитальный ремонт детского поликлинического отделения N1 ГБУЗ АО "ГП N2", расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Соликамская, 8 Литер А (номер извещения: 0325200006721000015).
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 августа 2021 г. N 030/06/54.3-1117/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021