Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие Индивидуального предпринимателя Лепехина П.В., надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет", надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Лепехина П.В. на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области (реестровый N 0325300041021000001), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.08.2021 поступила Индивидуального предпринимателя Лепехина П.В. (далее - Заявитель, ИП Лепехин П.В.) на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области (реестровый N 0325300041021000001) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы было назначено на 26.08.2021 года в 10 часов 30 минут.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в отсутствие Индивидуального предпринимателя Лепехина П.В., надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" - Макашевой З.Н. (действующая по доверенности Nб/н от 14.01.2021 года), Павловой М.П. (действующая по доверенности Nб/н от 19.07.2021 года).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялись следующие перерывы:
1)до 11:45 27.08.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя Лепехина П.В. - Коломина В.В. (действующий по доверенности Nб\н от 26.08.2021 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" - Макашевой З.Н. (действующая по доверенности Nб/н от 14.01.2021 года), Павловой М.П. (действующая по доверенности Nб/н от 19.07.2021 года).
2)до 15:00 27.08.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя Индивидуального предпринимателя, надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет", надлежащим образом извещенного.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, проведя внеплановую проверку, установила, что 07.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области (реестровый N 0325300041021000001) и документация о нем.
В извещение и документацию Заказчиком вносились изменения.
Измененные редакции документов размещена на официальной сайте 29.07.2021 года, 02.08.2021 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 157 250,00 руб.
Заявитель считает, что Заказчик в аукционной документации и проекте контракта содержатся противоречивые требования о наличии у участника закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, подтверждающей, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта. Так, аукционная документация не содержит такого требования к участникам закупки, однако в пункте 2.1 проекта контракта Заказчиком установлено обратное.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 5 части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст. 52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Следовательно, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен быть членом СРО в сфере строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных законом случаев.
Объектом закупки (реестровый N 0325300041021000001) является выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области.
Аукционная документация (реестровый N 0325300041021000001) не содержит требования к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее также - СРО), подтверждающей, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта.
При этом, пунктом 2.1 проекта контракта установлено следующее: "В случае, если цена контракта превышает 3000000,00 (три миллиона) рублей, то в соответствии с ч. 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, Подрядчик обязан предоставить действующую выписку из реестра членов СРО (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГрК РФ), членом которой является Подрядчик, выданной не раньше чем за 30 дней до даты подписания контракта"..
На заседании Комиссии представителями Заказчика было пояснено, что работы по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области относятся к капитальному ремонту, что в свою очередь не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации.
Таким образом, аукционная документация должна содержать требование о представлении участником закупки выписки из СРО, подтверждающей, что участник такой закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Кроме того, в силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с действующей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее также - Постановление Правительства РФ N99).
Пунктом 2(4) приложения N1 к указанному Постановлению установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Так как работы по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области относятся к капитальному ремонту, извещение и документация об электронном аукционе (реестровый номер: 0325300041021000001) должны содержать дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(4) Постановления Правительства РФ N99
Однако, согласно данным единой информационной системы Заказчиком в извещении и аукционной документации установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 (3) Постановления Правительства РФ N99.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в том, что им в извещении и аукционной документации не были установлены требования к участникам закупки о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее также - СРО), подтверждающей, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также дополнительных требований к таким участникам в соответствии с пунктом 2 (4) Поставления Правительства РФ N99 нарушают части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 31, части 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе и образуют составы административных правонарушений, предусмотренные ч.4.2, ч.1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона (реестровый номер: 0325300041021000001).
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Лепехина П.В. на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области (реестровый N 0325300041021000001) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Администрацию муниципального образования "Солянский сельсовет" нарушившим часть 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 31, части 4, 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области (реестровый N 0325300041021000001).
3.Выдать муниципальному заказчику Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" Федерального дорожного агентства" предписание об аннулировании электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту дороги и устройство парковки к школе пос. Мирный Наримановского района Астраханской области (реестровый N 0325300041021000001).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 августа 2021 г. N 030/06/33-1127/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021