Резолютивная часть решения оглашена "27" августа 2021 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "01" сентября 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>- |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>- |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<_> |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
при участии посредством ВКС:
<_> - представителя ГБУЗ "Кузбасский клинический центр фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" (по доверенности).
рассмотрев дело N 042/06/33-1541/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГБУЗ "Кузбасский клинический центр фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N 0139200000121008252 "Поставка медицинских изделий", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ, руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
20.08.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ИП Клюева Алексея Николаевича (вх. N 5884э), (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический центр фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой", нарушающего, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N 0139200000121008252 "Поставка медицинских изделий".
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
19.08.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000121008252 "Поставка медицинских изделий" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 470 000,00 рублей.
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно: заказчик неправомерно требует, чтобы медицинское изделие - респиратор имел степень защиты FFP, а также соответствовал ГОСТу 12.4.294-2015.
Степень защиты респиратора FFP1, FFP2, FFP3 регламентируется ГОСТ 12.4.294-2015, который не распространяется не медицинские изделия.
Поэтому, по мнению заявителя, заказчик не имеет право устанавливать в документации требование к степени защиты на медицинское изделие - респиратор.
Следовательно, если заказчику необходим респиратор как медицинское изделие, он имеет право требовать на него только регистрационное удостоверение без предъявления требований к степени защиты FFP. Других документов, устанавливающих требования в медицинскому респиратору в РФ не существует. Если заказчику требуется респиратор как немедицинское изделие (промышленный респиратор), заказчик вправе установить требование к такому товару о соответствии ГОСТ 12.4.294-2015, ТР ТС 019/2011, а также требование к наличию степени защиты FFP1, FFP2, FFP3.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Описанию объекта закупки электронного аукциона N Ц00-07698-21-ЭА "Поставка медицинских изделий" требуется к поставке следующий товар:
N п/п |
Наименование товаров (работ, услуг), функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки |
Ед. изм. |
Кол-во (объем) |
1 |
Респиратор Класс защиты фильтра респиратора: P Класс эффективности защиты: 3 Тип респиратора по способу защиты: Фильтрующий Тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха: Противоаэрозольный (Противопылевой) описание: Дополнительные характеристики: Респиратор медицинскй обеспечивает высокий уровень защиты органов дыхания от инфекций и вирусов, передающихся воздушно-капельным путем (чума, туберкулез, пневмония, грипп и д.р.). описание: Респиратор медицинский представляет собой многослойную, складывающуюся горизонтально, фильтрующую полумаску универсального размера с эластичными лентами оголовья. оснащенную клапаном выдоха описание: Внутренний слой полумаски - гипоаллергенный фильтрующий материал. Гибкий носовой зажим, оснащен мягкой носовой прокладкой. описание: Степень защиты респираторов медицинских от вредных и опасных аэрозолей: FFP3 - до 50 ПДК описание: Респираторы медицинские поставляются в индивидуальной герметичной упаковке с инструкцией по эксплуатации. описание: Наличие регистрационное удостоверение в соответствии ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ Обоснование включения дополнительной информации: Включение дополнительных характеристик продукции обосновано отсутствием в КТРУ обязательных к применению характеристик объекта закупки, а также в связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки. |
Штука |
5 000 |
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование Степени защиты респираторов медицинских от вредных и опасных аэрозолей: FFP3 - до 50 ПДК без указания на обязательное применение ГОСТ 12.4.294-2015.
Исходя из пояснений заказчика данное требование было установлено Согласно пункту 10.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза": "Сотрудники медицинских противотуберкулезных организаций обеспечиваются специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты, в том числе масками-респираторами, разрешенными к использованию при туберкулезной инфекции, одеждой для работы в очагах туберкулезной инфекции, а также необходимыми санитарно-бытовыми помещениями, в том числе душевыми." Так же согласно методическим рекомендациям 3.1.0140-18. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.12.2018) Приложение 7. Барьерные средства предотвращения передачи возбудителей ОРИ воздушно-капельным путем и их использование: Респираторы.
Для обеспечения большей степени защиты для предотвращения передачи возбудителей ОРИ воздушно-капельным путем, используются респираторы. Наличие зарубежных стандартов и требований к респираторам для медицинских работников (EN 149 "European Standards for disposable filtering face piece respirators".; "42 CFR Part 84 Respiratiry Protective Device."), а также действующих в РФ ГОСТ с аналогичными характеристиками и требованиями к проверке эффективности СИЗОД (ГОСТ 12.4.034-2017, ГОСТ 12.4.294-2015, ГОСТ 12.4.246-2016), позволяет рекомендовать для использования медицинскими работниками фильтрующие противоаэрозольные респираторы.
В отличие от медицинских масок за счет плотного прилегания к лицу и использования специальных фильтров, противоаэрозольные респираторы способны обеспечить фильтрующую эффективность от 80 до 99,7%.
По степени фильтрующей активности респираторы подразделяются на следующие классы защиты:
- обладающие низкой фильтрующей активностью (класс защиты FFP1);
- обладающие средней фильтрующей активностью (класс защиты FFP2);
- обладающие высокой фильтрующей активностью (класс защиты FFP3).
По российским и европейским требованиям для респираторов класса FFP1 коэффициент проницаемости тест-аэрозолями (при расходе воздушного потока 95 л/мин) не должен превышать 20%, для FFP2 - 6% и для FFP3 - 1%. По требованиям Национального института профессиональной безопасности и здоровья США ("42 CFR Part 84 Respiratiry Protective Device.") эффективность фильтрации тест-аэрозолей (при расходе воздушного потока 85 л/мин) должна быть не ниже 95% (для респираторов класса N95), не ниже 99% (для респираторов класса N99) и не ниже 99,97% (для респираторов класса N100).
Респираторы могут быть дополнительно снабжены клапаном для выдыхаемого воздуха с целью уменьшения контакта фильтра с влагой, что способствует более длительному сохранению высокой фильтрующей способности устройства (что необходимо, например, при продолжительной работе в очагах инфекций). В таких респираторах выдыхаемый воздух выпускается через клапан, не подвергаясь очистке.
Решение о выборе респиратора определенного класса защиты принимается исходя из его назначения и соответствия выполняемым операциям, а также вероятности инфицирования медицинского персонала возбудителем и известной или предполагаемой группы патогенности.
На основании вышеизложенного и в связи со спецификой медицинского учреждения при контакте с больными туберкулезом необходимо использовать респиратор максимальной степени защиты (не меньше 95% пропускной способности) т.е. не менее, чем FFP3.
Исходя из изложенного выше, Заказчику требуется респиратор как медицинское изделие, требование о соответствии ГОСТ 12.4.294-2015 к товару заказчик не устанавливал, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Учитывая нормы ФЗ N 44-ФЗ, основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных ФЗ N 44-ФЗ ограничений. При формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции или отсутствии возможности принять участие в данном аукционе.
Вместе с тем заказчиком в материалы дела представлены сведения (регистрационные удостоверения) как минимум трех производителей респираторов фильтрующих, которые являются зарегистрированными на территории Российской Федерации медицинскими изделиями с техническими и функциональными характеристиками, необходимыми заказчику и указанными в аукционной документации электронного аукциона N 0139200000121008252 "Поставка медицинских изделий".
Таким образом, в действиях заказчика нарушение ФЗ N 44-ФЗ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Клюева Алексея Николаевича на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический центр фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-1541/2021 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 1 сентября 2021 г. N 042/06/33-1541/2021 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - электронный аукцион - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2021