Резолютивная часть решения оглашена 30.08.2021 г.
В полном объеме решение изготовлено 02.09.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - ***. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
*** - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
***. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская поликлиника N 1" (далее - ГБУ "Курганская поликлиника N 1") - ***. (доверенность.), *** (доверенность), ***. (доверенность.),
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя Клюева А.Н. (далее - ИП Клюев А.Н.) ***. (доверенность.),
рассмотрев жалобу ИП Клюева А.Н на действия Заказчика - ГБУ "Курганская поликлиника N 1" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (извещение N 0343300009421000167), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
23.08.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ИП Клюева А.Н. (N ЭП-3448) на действия Заказчика - ГБУ "Курганская поликлиника N 1" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (извещение N 0343300009421000167).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения документации об электронном аукционе.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика, провести внеплановую проверку.
Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просят признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 18.08.2021 г. на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (извещение N 0343300009421000167).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 395 000 рублей 00 копеек.
Заказчиком является: ГБУ "Курганская поликлиника N 1".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В рассматриваемой аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. В связи с чем, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" пункта 10 наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара), а также подпункта "и" дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
На основании пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно разделу 4 Описания объекта закупки к поставке планируется следующий товар:
N п/п |
Код КТРУ |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
32.99.11.120-00000003 |
Респиратор |
Тип респиратора по способу защиты: Фильтрующий Класс эффективности защиты: 3 Тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха: Противоаэрозольный (Противопылевой) Дополнительные характеристики: Респиратор предназначен для минимизации распространения возбудителей инфекций за счет фильтрующих свойств, которые защищают дыхательные пути от вирусов, бактерий, аэрозолей и других мелких частиц. Степень защиты - не менее FFР3. Чашеобразная, нескладная форма. Формованный. Легкая конструкция, устойчивая к смятию, с плотным прилеганием к лицу; обеспечивает удобное просторное внутреннее пространство; длинный носовой зажим надежно фиксирует респиратор на лице. Формованный респиратор из нетканого фильтрующего материала, имеющий не менее двух регулируемых эластичных лент оголовья для закрепления респиратора на затылке и клапан выдоха, который обеспечивает понижение влажности и температуры в подмасочном пространстве и создает комфортные условия для дыхания. Особенности: облегченный корпус, гипоаллергенный материал, широкий угол обзора. Респиратор поставляется в индивидуальной пыленепроницаемой упаковке с инструкцией по эксплуатации. |
Шт. |
5 000 |
Заказчиком, в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд воспользовался своим правом и указал дополнительные характеристики.
Вместе с тем, Заказчиком предусмотрено обоснование, согласно которому дополнительные характеристики обеспечивают длительность ношения и безопасность медицинского персонала.
Комиссия Курганского УФАС России проанализировав положения аукционной документации установила, что Заказчиком не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с Постановлением N 616.
Медицинские маски и респираторы - это разные виды медицинских изделий:
1. Согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, на медицинские маски установлен код 182450, а на респираторы 181830;
2. На медицинские маски и респираторы установлены разные ГОСТы. В соответствии с ГОСТами маски и респираторы имеют различные классификации.
Действительно, в соответствии с пунктом 5 ГОСТа 12.4.294-2015: "Система стандартов безопасности труда, средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей" - фильтрующие полумаски для защиты от аэрозолей подразделяют на три класса в зависимости от их фильтрующей эффективности и обозначают:
- FFP1 - низкая эффективность;
- FFP2 - средняя эффективность;
- FFP3 - высокая эффективность.
Кроме того, фильтрующие полумаски классифицируют как одноразовые (для применения только в течение одной смены) и многоразовые (для применения в течение более одной смены).
На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком правомерно не установлен запрет Постановления N 616, поскольку данный запрет устанавливается только в отношении медицинских масок, что прямо следует из положения Постановления N 616, а Заказчику необходимо по данному электронному аукциону к поставке респиратор медицинского назначения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Курганского УФАС России пояснили, что в соответствии с пунктом 4.9 раздела 4 Методических рекомендаций 3.1.0218-20.3.1 Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по обеспечению противоэпидемического режима при организации оказания медицинской помощи больным COVID-19 (лицам с подозрением на заболевание) в амбулаторных условиях и транспортировании пациентов в медицинские организации. Методические рекомендации (утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 09.11.2020 г.), персонал подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с признаками ОРВИ, обеспечивается рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты (респираторы класса защиты FFP2 в комплекте с лицевыми щитками или респираторы класса FFP3, шапочки, перчатки, хирургический халат, бахилы).
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Также представителями Заказчика на заседании Комиссии Курганского УФАС России представлены Регистрационные удостоверения, согласно которым респираторы медицинские из нетканых материалов, подразделяются на классы защиты FFP1, FFP2, FFP3, что и указано в техническом задании у Заказчика, как дополнительная характеристика (Степень защиты - не менее FFР3), в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеется обоснование.
Также Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание на то, что в аукционной документации нет требования Заказчика на соответствие товара ГОСТ 12.4.294-2015, как утверждает Заявитель.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документ, подтверждающий факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Положениями аукционной документации, а именно пунктом 3.2.2, предусмотрено предоставление участниками электронного аукциона во второй части заявки Копии регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) (в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, аукционная документация составлена Заказчиком в соответствии с требованиями правил утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 и статьи 33 Закона о контрактной системе, с учетом потребности Заказчика в запрашиваемом товаре.
Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.08.2021 г. было подано 5 (пять) заявок от участников аукциона. Четыре заявки допущены к участию в торгах, таким образом четыре хозяйствующих субъекта выразили согласие поставить товар согласно функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, указанных Заказчиком в Техническом задании.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе не усматриваются.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд также не установлены.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального Предпринимателя Клюева А.Н. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель председателя комиссии _________________ /***
Члены комиссии: _________________/***
_________________/***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 августа 2021 г. N 05-02/274-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2021