Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по
Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. N 14045 от 23.08.2021) ООО Интеллектуальный код (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Безопасный регион" (далее - Заказчик) при осуществлении электронного аукциона N 0101500000321000115 "Оказание комплексной услуги по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Республики Башкортостан" (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Указанная жалоба содержит довод об ограничении количества участников Закупки в связи с включением в документацию Закупки требований о наличии у таких участников следующих лицензий:
- на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- на оказание телематических услуг связи;
- на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа;
- на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Комиссия, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, а также пояснения сторон, установила следующее.
Согласно документации Закупки объектом электронного аукциона является оказание комплексной услуги, в состав которой входят предоставление оборудование и работы для Системы-112; услуги по организации каналов связи; техническое сопровождение Системы-112 и т.д.
Согласно п. 25.1 документации Закупки:
25.1. |
Соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона. Наличие действующей лицензии или выписка из реестра лицензий в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": 1. на оказание услуг связи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" по следующим наименованиям: 1.1. услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; 1.2. телематические услуги связи; 1.3. услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; 2. на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" на: 2.1. услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации; 2.2. работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений; 2.3. по услугам по установке, монтажу, наладке, испытанию, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации). |
ТРЕБУЕТСЯ |
Комиссией установлено, что наличие лицензий, указанных в п. 25.1 документации Закупки, необходимо для выполнения отдельной части работы (услуги), не являющейся самостоятельным объектом закупки, а лишь входящей в состав комплексных работ (услуг).
Также установлено, что п. 5.2 и п. 5.2.1 проекта Контракта, являющегося неотъемлемой частью документации Закупки, предусмотрено:
"5.2. Исполнитель вправе:
5.2.1. Привлекать по согласованию с Государственным заказчиком специализированные организации и заключать необходимые договоры субподряда, необходимые для обеспечения Услуги (выполнение работ), на сопровождение предоставляемого программного обеспечения и оборудования при оказании Услуги. При этом Исполнитель несет полную ответственность перед Государственным заказчиком и обеспечивает контроль за ходом оказываемых услуг (выполняемых работ) субподрядчиком".
Согласно письму Минфина России N 24-02-03/11100 от 21.02.2018 в случае, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки. В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Указанные выводы также соотносятся с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации (7 абз. письма Минэкономразвития РФ N ОГ-Д28-7332 от 15.06.2016).
Таким образом, с учетом возможности привлечения субподрядчиков к выполнению отдельных видов сложных составных работ, требования о наличии лицензий непосредственно только к участникам Закупки являются излишними и приводят к ограничению количества участников Закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требования о наличии у участников Закупки лицензий, указанных в п. 25.1 документации Закупки, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства подтверждаются Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.08.2021 N 0101500000321000115-5-1, согласно которому электронный аукцион признан несостоявшимся по причине подачи одной заявки, которая признана несоответствующей установленным требованиям Закупки.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интеллектуальный код" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Безопасный регион", как нарушающие ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 августа 2021 г. N ТО002/06/105-1749/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021