Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Ампир" (вх. 14340) 25.08.2021 на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская детская клиническая больница" при определении поставщика путем проведения закупки N 0301200042321000208 "Поставка расходных материалов для низкотемпературных плазменных стерилизаторов на 2021 год в ГБУЗ РДКБ".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301200042321000208.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что "16.08.2021 г. Заказчиком опубликовано извещение N 0301200042321000208 о проведении аукциона в электронной форме поставка расходных материалов для низкотемпературных плазменных стерилизаторов на 2021 год в ГБУЗ РДКБ. Начальная (максимальная) цена контракта 656 782,00 рубля.
Изучив данное извещение, считаем действия заказчика незаконными и нарушающими интересы участников закупки.
В техническом задании при описании объекта закупки в позиции 6 Чековая лента Заказчик установил характеристики товара, по которым участники закупки должны определить необходимый товар к поставке.
Заказчиком неконкретно установлено наименование объекта закупки Такие действия заказчика создают участникам закупки препятствия при поиске информации о закупках, относящихся к специфике их деятельности, что расцениваться как признаки ограничения конкуренции.
Т.к. предметом закупки является поставка расходных материалов для низкотемпературных плазменных стерилизаторов, из позиции 3 можно сделать вывод, что данная характеристика распространяется на все позиции, в соответствии с описанием объекта закупки Заказчика и требованием о совместимости с низкотемпературным плазменным стерилизатором STERRAD 100 NX и STERRAD NX используемым в ГБУЗ РДКБ, возможность поставки ограничивается товаром с определенным наименованием, а именно продукция с товарным знаком STERRAD (регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСЗ 2010/06764 от 01.07.2013). На данном рынке нет аналогов данной продукции, что подтверждается реестровой записью N 1535 в ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТР МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ. В графе о сведениях, о взаимозаменяемых медицинских изделиях, нет данных из чего можно сделать вывод, что данное медицинское изделие не взаимозаменяемое.
Устанавливая условия о совместимости, Заказчик должен был указать для каждой позиции модель оборудование с каким будет совмещен закупаемый товар.
У заказчика имеется плазменный стерилизатор фирмы STERRAD, поэтому для осуществления эффективного контроля над процессом стерилизации и обеспечения максимального уровня стерильности необходимо использовать оригинальные расходные материалы и вспомогательные принадлежности. Только используя стерилизатор с оригинальными расходными материалами и комплектующими, можно получить гарантию надежности стерилизации и уверенность в ее эффективности в соответствии с требованиями стандарта EN ISO 14937.
Производителем данной продукции является Advanced Sterilization Products, USA ("Адванед Стерилизейшен Продакт", США). Уполномоченным представителем производителя в России является ООО "Джонсон & Джонсон", также данной организации выдано регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/06764 от 01.07.2013 на изделия медицинские для стерилизаторов медицинских СТЕРРАД 50, 100S, 200, NX, 100NX I. Изделия медицинские для стерилизаторов медицинских СТЕРРАД 50, 100S, 200, NX, 100NX.
В совокупности установленных характеристик Заказчику необходима к поставке бумага для принтера Стеррад NX/100NX.
Указанное Заказчиком наименование объекта закупки вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет правильно оформить заявку на участие в электронном аукционе, а также вводит в заблуждение аукционную комиссию Заказчика, т.к. аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
Таким образом участник закупки не может указать верное наименование товара, но указав наименование чековая лента у Заказчика отсутствует возможность в дальнейшем принять товар, т.к. при поставке товара Поставщик обязан предоставить регистрационное удостоверение на товар, где будет указано иное наименование.
А также при описании объекта закупки Заказчиком были установлены избыточные характеристики:
Внутренний диаметр втулки мм Не более 12
Цвет печати: черный наличие
Цвет печати черный, данная характеристика неуместна, т.к. не относится к описанию объекта закупки, цвет печати зависит от цвета картриджа, а не от бумаги.
По характеристике Внутренний диаметр втулки мм Не более 12 производителем информация не представлена.
На момент подачи заявки, участник закупки не обязан иметь товар в наличиии, поэтому данную характеристики невозможно проверить.
Включение данной характеристики в описание объекта закупки говорит о том, что техническое задание было подготовлено потенциальным Поставщиком.
Не имея подтверждения со стороны производителя, Заказчик не может утверждать, что данные характеристики соответствуют действительности."
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Довод признаётся необоснованным.
Далее, Заявитель указывает, что "В Раздел N2. Общие сведения в пункте 20.2 Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона
С 01.07.2021 г. вступили в силу изменения 44-ФЗ, от участников закупки не требуется предоставление в составе заявки ИНН учредителей.
Т.к. закупка размещена 16.08.2021 г., то в соответствии с ч.5 ст.66 44-ФЗ. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Таким образом, требование ИНН учредителя неправомерно."
Согласно ст. 66 Закона о контрактной системе:
5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
При этом в аукционной документации указано следующее:
20.2 |
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию (указать "применяется" или "не применяется": |
|
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона |
ПРИМЕНЯЕТСЯ |
Довод Заявителя признаётся обоснованным.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ампир" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301200042321000208, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301200042321000208, с объяснениями по факту выявленного нарушения 21.09.2021 года в 10:00. (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 августа 2021 г. N ТО002/06/105-1747/2021 (ключевые темы: участники закупок - аукцион - расходный материал - условные обозначения - фирменное наименование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2021